АртеФакты

Выложить всю карту

01-16-01-23Музею истории города Минска еще нет и 7 лет, а через неделю он открывает уже 10-й филиал. Большинство из них расположены на территории Верхнего города. Что там посмотреть — в обзоре «МК»

01-16-02-23Директор Музея истории города Минска Галина Ладисова:

— Когда музей создавался, планировалось, что история города будет представлена по традиционной схеме — от года основания до современности, а экспозиция разместится в бывшем усадебном комплексе Ваньковичей на улице Интернациональной, 31 и 33. Ситуация изменилась, с этими зданиями не вышло, но появились другие. Поскольку не сложился единый музейный комплекс, где можно показать историю города от основания до современности, пошли по пути точечного, фрагментарного ее воссоздания с привязкой к конкретному зданию или личности. Каждая личность — это многообразие событий, дружеские и родственные связи, иногда совершенно неожиданные. Так складывается история города. Всего же в структуре музея 10 адресов: здания расположены в Верхнем городе и Лошицком парке.

За пределами Верхнего города к Музею истории города Минска относятся также усадебный дом и флигель Лошицкого усадебно-паркового комплекса (ул. Чижевских, 8, 10).

01-16-01-23Экспозиция «Каретная» (ул. Кирилла и Мефодия, 8)

Здесь представлен гужевой транспорт, который можно было увидеть в Минске в середине XIX — начале XX века: коляски, телеги, брички, сани, возки. За стеклом витрин — амуниция для лошадей, различные накладки, которые применялись для украшения конской упряжи, подковы и прочие мелочи, названия которых могут подсказать только музейщики. Под вывеской «Каретная фабрика Л. Я. Лейбмана» — экспонаты, которые отображают историю производства экипажей в Минске и Минской губернии. Есть информационно-справочный терминал с разными приложениями по теме. Если читать не хочется — виртуально проследуйте маршрутами минских извозчиков середины XIX — начала XX века или соберите на сенсорном экране карету (игра на время).

01-16-03-23Художественная галерея Михаила Савицкого (пл. Свободы, 15)

Само здание — бывший усадебный дом, памятник архитектуры конца XVIII века. До реконструкции, после которой его передали музею, здесь располагался военкомат. Галерея народного художника СССР, почетного гражданина города Минска Михаила Савицкого открылась в сентябре 2012 года. Это место для размещения своих работ художник выбрал сам еще при жизни (умер в 2010 году).

В залах на первом этаже воссозданы интерьеры XIX века — гостиная, кабинет, биб­лиотека. В остальных помещениях выставлены картины Михаила Савицкого. Работы представлены в хронологическом порядке — от 1950-х до 2010 года. На втором этаже можно увидеть мольберт, палитру, холсты, краски, кисти и даже валенки из мастерской художника. Отдельный зал занимает кабинет с личными вещами и фотографиями.

01-16-04-23Мастерская-музей народного художника Беларуси Ивана Миско (ул. Интернациональная, 11а)

Место выхода в открытый космос — космос художника и тот, о котором не понаслышке знает большинство героев Ивана Миско. Около 40 лет скульптор принимает здесь гостей из Звездного городка и актеров, спорт­сменов, ученых, военных. Двери и зеркало — в автографах. Можно прочесть подписи Петра Климука и Владимира Ковалёнка, Александра Медведя, Стефании Станюты, Геннадия Овсянникова. Помещение мастерской заставлено скульптурами и никаких описаний нет, но кто лучше самого автора может о них рассказать?

01-16-05-23Арт-гостиная «Высокае месца» (ул. Герцена, 2а)

Если интересно узнать, чем заняты современные белорусские художники, — это сюда. Галерее чуть больше года. Каждые две-три недели тут проходят новые выставки и встречи с художниками.

 

 

 

01-16-06-23Минская городская ратуша (пл. Свободы, 2а)

Ее восстановили в 2002-2004 годах на том месте и в том виде, какой она была в середине XIX века. Для посещения ратушу открыли в 2012-м. Часть экспозиции посвящена истории самого здания. На первом этаже оборудован картографический кабинет. В центре зала — 110-килограммовый глобус «Меркатор», сделанный по картам Европы XVII века. Космонавт Олег Новицкий подарил музею фотоснимок Минска, сделанный с Международной космической станции в феврале 2013 года. Есть карты белорусских земель как первых европейских путешественников, так и военно-топографические с подробными описаниями времен СССР. На втором этаже в зале для торжественных при­емов выставлены подарки Минску от делегаций городов-побратимов и городов-партнеров: Ноттингема, Детройта, Пекина, Чанчуня, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска и других.

01-16-08-23Археологический музей (ул. Кирилла и Мефодия, 6)

Постоянная экспозиция находится на этапе разработки. Пока там представлены фрагменты фундамента каменного строения начала XVIII века, которые были обнаружены во время археологических раскопок в Верхнем городе в 2007 году. Зал используется для временных тематических экспозиций. Сейчас, например, выставлены кости мамонтов и других доисторических животных.

Городская художественная галерея произведений Леонида Щемелёва (ул. Революционная, 10)

В 2003 году Леонид Щемелёв подарил городу столько своих работ, что возник­ла необходимость найти для них отдельное помещение. На протяжении 12 лет картины выставлялись в доме № 49 на проспекте Рокоссовского. В 2013 году галерея вошла в состав музея, и в 2015-м экспозицию перевезли в здание на Революционной — около 60 полотен, которые дают представление о творчестве художника в период с 1970-х до начала 2000-х годов.

Читайте также:  Уходим на киноканикулы

Музей минской конки (ул. Кирилла и Мефодия, 6а)

01-16-09-23Музей минской конки 3 марта готовится принять первых посетителей

Новую экспозицию, посвященную первому общественному транспорту столицы, откроют на улице Кирилла и Мефодия по соседству с гостиницей «Монастырская». Первые вагоны конки появились на улицах Минска в мае 1892 года. Один из маршрутов проходил как раз мимо музея.

Первый зал, в который попадают посетители, — контора управления конно-железной дороги. За столом — манекен служащего. На стене установлена электронная панель, где схема маршрутов конки 1892-1928 годов накладывается на карту современного Минска. Рядом с ней — телефон, который вдруг начинает звонить.

— Этот звук не подходит — современный, — сотрудники музея выбирают точное «дзынь», которое соответствовало бы эпохе. Отвечать на звонки предложат посетителям.

— Для погружения в экспозицию мы сделали несколько голосовых записей, — говорит ведущий научный сотрудник Музея истории города Минска Лидия Маркович. — Сюда «звонит» купец с просьбой рассмотреть проект на устройство такой дороги и в Минске, кондуктор рассказывает, как пассажиры жаловались на отсутствие света в вагоне, счетовод дает отчет, во сколько конка обходится городу. Для каждой запи­си взяты реальные сюжеты из разного времени.

01-16-10-23На миниатюрных макетах можно рассмотреть, как выглядели депо, конюшни, столовая, управление, откуда отправлялась конка.

— Мы ставили перед собой цель реконструировать часть города, которая выглядит сего­дня совершенно по-другому, хотя прошло всего сто лет, а также показать, что конка — это не только вагон, который ездил по рельсам, но и целая структура, созданная специально для этого вида транс­порта, — поясняет Лидия Маркович. — Управление минской конки находилось на улице Базарной. Теперь это район университетского городка БГУ и улицы Ленинградской, поэтому на задни­ке диорамы мы видим Виленский вокзал и Казанскую церковь. Этих зданий уже нет, но Красный костел не поменял своего местоположения и может служить для посетителей ориентиром.

В следующем зале мы оказываемся уже на улицах губернского города. Под стеклом — фрагменты настоящих рельсов. Главный экспонат — реконструированный конный вагон. На нем не прокатишься, но иллюзию движения создает видеоряд с видами Соборной площади в одном из окон. Из других можно посмотреть на витрины магазина Левина, аптеку Староневича и почтово-телеграфную контору. Ощущение, что оказался в Минске лет на сто раньше — фасады зданий оформлены в натуральную величину.

— Это все реальные объекты, мимо которых проезжал вагон конки в конце XIX — начале XX века, — рассказывает сотрудница музея. — Аптека Староневича — одна из семи аптек Минска того времени. В магазине Левина торговали и детскими игрушками, и одеждой, и зонтиками, и охотничьими ружьями. Если кто-то хотел приобрести автомобиль марки «Форд», мог выписать здесь и машину, и инструктора.

Остановка конно-железной дороги обозначалась деревянным столбом с табличкой. Согласно расписанию первые вагоны начинали движение около восьми утра, последние — не позже пол-одиннадцатого вечера.

— Мы говорим о транспорте, которого давно нет, и сейчас очень сложно представить, что по улицам когда-то ездила конка. От нее сохранились разве что рельсы, — говорит Лидия Маркович. — В подготовке экспозиции мы опирались в основном на документы. В них конку называли костеломкой — люди часто попадали под колеса, когда заходили или выходили из транспорта. Остановиться лошадям было несложно, но как потом сдвинуть вагон с пассажирами с места? Он двигался со скоростью около 5 км/ч, поэтому разрешалось запрыгивать туда на ходу.

Музей небольшой. Для тех, кому будет мало осмотра экспозиции, установили инфокиоск, где можно прочитать дополнительную информацию или поиграть. Участнику виртуального квеста предлагают четыре варианта.

— Игрок получает задания: выбрать рельсы и найти договор на их укладку или выбрать первый маршрут, который со­единял Брестский и Виленский вокзалы, — рассказывает специалист. — Другая задача — научиться водить вагон. Для этого кучер должен знать, какую упряжь можно взять для лошади или какие предметы должны быть в вагоне. Например, плевательница. Она предназначалась для больных туберкулезом. Пос­ле прохождения каждого этапа игроку выдают электронный документ — удостоверение кучера, телеграмму за подписью губернатора Трубецкого, похвальный лист и так далее.

Торжественное открытие музея состоится 3 марта в 15:30. Время работы: среда — воскресенье с 11:00 до 19:00.