Образование

Воспитание души

07-01-01-24 Каким быть сотрудничеству между Министерством образования и Белорусской православной церковью, обсуждали госуправленцы и священнослужители

Заседание состоялось в месте, наполненном непередаваемой духовной атмосферой, — Белом зале Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Здесь собрались все те, от кого во многом зависит воспитание маленьких граждан нашей страны, а значит, и ее будущее.

На встрече говорили о Программе сотрудничества между Минис­терством образования и Белорусской православной церковью на 2015-2020 годы.

— Перед педагогическими коллективами учреждений образования серьезная задача — воспитание гражданина, — отметил, открывая заседание, министр образования Игорь Карпенко. — Важную роль здесь играет взаимодействие с православной церковью. В последние годы оно становится все более тесным и плодотворным. При этом учебные заведения дают светское образование, то есть не формируют у молодых людей того либо иного отношения к религии.

По словам руководителя ведомства, родители, педагоги, церковь, общественные институты — активные участники образовательного процесса, призванные работать в тесном взаимодействии.

О выполнении Программы сотрудничества говорили гос­управ­лен­цы и представители православной церкви. Среди них Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской православной церкви епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, начальник управления социальной, воспитательной и идеологической работы Минобразования Мария Соротник, директор яслей сада — средней школы № 24 (г. Борисов) Наталия Беликова, директор школы № 18 имени Евфросинии Полоцкой (г. Полоцк) Константин Шухлев и другие.

Подводя итоги заседания Координационного совета, министр образования отметил, что в рамках диалога нужно искать новые пути и формы работы; издавать учебно-методические пособия; обратить внимание на ребят с девиантным поведением, на уч­реж­де­ния закрытого типа, социально-педагогические центры; разработать совместные программы по профилактике наркомании, суи­ци­дов, противоправного поведения.

Игорь Карпенко высказал предложение расширить состав Координационного совета — пригласить сюда также представителей депутатского корпуса. Планируется, что следующая встреча состоится в Полоцке.

07-01-02-24Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси:

— Церковь стремится принять посильное участие в воспитании и просвещении молодежи и видит в этом свой вклад в дело укрепления государственности. К сожалению, дух времени неизменно оказывает свое, порой негативное влияние на мировоззрение молодых людей. Все чаще приходится сталкиваться с девиантным поведением — от побегов из дома до тяжких преступлений, часто совершаемых под воздействием алкоголя и нар­ко­ти­ков.

В условиях смены ценностных установок мы призваны всесторонне оценить и при необходимости пересмотреть подходы к образованию и воспитанию, указать молодым людям истинный ориентир на жизненном пути.

Религиозная составляющая в жизни белорусского народа сегодня по-прежнему занимает немалое место. Полагаю, что нравственные христианские ценности — это первое, что должно объединять государство и церковь, светское образование и духовное просвещение.

07-01-03-24Игорь Карпенко, министр образования:

— В одном из выступлений Президент Беларуси подчеркнул: значимое направление деятельности церкви — воспитание подрастающего поколения и привлечение его к участию в различных социальных проектах. Целесообразно объединить усилия учреждений образования, религиозных и общественных организаций и направить их на формирование ответственного поведения учащихся, основанного на нормах морали и права.

Читайте также:  Приручить дракона

Особое внимание необходимо обратить на организацию и проведение со­вмест­ных мероприятий по профилактике правонарушений в молодежной среде, суицидов, употребления психоактивных веществ.

Эффективная форма работы — практика малых дел, направленных на помощь конкретным людям. В стране реализуются волонтерские проекты, школьники и студенты участвуют в восстановлении памятников истории и культуры, ухаживают за могилами и местами захоронений защитников Отечества.

07-01-04-24Протоирей Федор Повный, настоятель Всехсвятского прихода:

— Неправильно разделять общество на его светскую часть и церковь. Мы живем в одной стране, в одном социуме. Наши дети учатся вместе, семьи верующих и неверующих часто проживают на одних лестничных площадках. Мы все заинтересованы, чтобы дети выросли достойными ­людьми.

Развитие и процветание Беларуси возможно за счет молодых, умных и образованных людей, имеющих принципы, мировоззрение, идеи — все то, что называется духовно-нравственными ценностями.

Знаменитый писатель-фантаст Иван Ефремов еще в 1969 году сделал верное замечание: все разрушения империй, государств и других политических организаций связаны с утерей нравственности. Развивая мысль, он замечает: всякое разрушение есть саморазрушение, указывая на некомпетентность, леность и шаловливость мальчиков и девочек в любом начинании как на характерную черту начала конца. Он называет это взрывом безнравственности и считает опаснее ядерной войны.

Очевидно, что нравственность не дается человеку как данность. Она воспитывается личным усилием, примером наставников, родителей. Но при этом нравственные критерии должны происходить из одного компетентного источника. Иначе каждый человек начнет искать их в себе самом, подстраивая под свои потребности. Эту картину мы наблюдаем сейчас в западных странах, где понятие морали перевернули с ног на голову.

Лишен всякого смысла спор о том, кто должен воспитывать наших детей: школа или семья. Бесспорно, что в нынешней обстановке обществу дешевле и удобнее, чтобы школа давала чисто утилитарные знания. Но это путь в никуда.

В одном из своих выс­туп­ле­ний Святейший Патриарх Кирилл отметил, что образованный человек не просто специалист, но и личность, обладающая богатым внут­ренним миром.

Православная церковь — хранительница духовных традиций нашего народа, поэтому могла бы органично, без перекосов и преуве­личений создавать необходимую для личностного становления среду. Церкви неважно, сколько уроков химии и физики в неделю у маленького человека, значимо его отношение к учебе, уважение к старшим, забота о младших.

Помимо воспитания важным аспектом является религиозная грамотность. Все мировые шедевры искусства имеют один социокультурный код: истории Ветхого и Нового завета. Незнание основ Священного Писания закрывает верное понимание традиций своего народа и истории всего мира, которое оборачивается потерей национальной идентичности. Религиозная грамотность снизит интерес к суи­ци­дам, обезопасит детей от любой спекуляции — оградит их от влияния сект, увлечения религиозным экстремизмом и сатанизмом.

Христианство имеет тысячелетний опыт богообщения и богатейшую культуру, которой охотно может поделиться. Считаю, что главное в процессе взаимодействия — ничего не навязывать в масштабе всей страны. Крайности не нужны, развитие только в много­образии.