Заглянем в святцы

Освящение колива

В пятницу первой седмицы Великого поста, 3 марта, в храмах благословляют и раздают коливо

Обычай пришел из Византии и связан с событиями 362 года. Император Юлиан, прозванный Отступником, вознамерился осквернить Великий пост и приказал в течение первой его недели тайно окроплять кровью идольских жертв съестные припасы на рынках. Еще апостолы призывали верующих «воздерживаться от идоложертвенного и крови». Потому выходка диктатора стала жестокой издевкой над христианской верой.

Положение спас великомученик Федор Тирон, явившийся во сне Константинопольскому архиепископу: «Пусть христиане не покупают продукты на рынках, а варят пшеницу с медом (коливо, аналог у славян — кутья)». Этот эпизод называют чудом Федора Тирона. С тех пор в первую пятницу Великого поста после литургии Преждеосвященных даров служат молебен святому и освящают коливо. А на следующий день чтят память великомученика.

Новобранца Федора, как и других воинов, вынуждали принести жертву римским божествам. Отречься от веры отказался. Его пытали, бросили в тюрьму, снова мучили, сожгли на костре. Было это около 306 года.

Станьте под образа

Торжество православия празднуем 5 марта, в первое воскресенье Великого поста

«Кто не чествует изображения Гос­пода нашего, Пре­святой Его Матери и всех святых, да будет проклят!» — провозгласила царица Феодора, созвавшая в 843 году Константинопольский собор. Чем же это было вызвано?

Дело в том, что почитать иконы, молиться перед ними официально запретил Византийский император в 730-м. Священные лики тогда приравняли к идолам, руководствуясь ветхозаветной заповедью «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе… не поклоняйся им и не служи им». В течение столетия в Византии были уничтожены тысячи и тысячи икон, храмовых фресок, мозаик, алтарных росписей, сожжены мощи многих святых. Более того, несогласных с этим еретическим движением ждала тюрьма, а порой и казнь. Церковь тогда пострадала сильнее, чем во времена римских императоров — гонителей христиан.

Константинопольский собор сурово осудил иконоборцев и возобновил почитание икон. С тех пор в первое воскресенье Великого поста в храмах служат чин Торжества Православия — победу церкви над ересями и расколами. Благословляют иконопочитателей и всех живущих и усопших в вере и благочестии. Провозглашают анафему тем, кто тяжко согрешил перед церковью.