Круглый стол в агентстве «Минск-Новости»

Коммунальный интерес

10-01-01-28Как работает система ЖКХ столицы и какие новшества ожидают ее в ближайшее время?

10-01-02-28
Виталий Смирнов, генеральный директор ГО «Минское городское жилищное хозяйство»

— Начнем с азов. Для чего понадобились перемены в работе системы и в чем они заключались?

Виталий Смирнов: Главной целью преобразований было повышение качества жилищно-коммунальных услуг при снижении затрат на их оказание. Одной из основных задач стало разделение функций заказчика и подрядчика при оказании ЖКУ. Мы выделили 10 заказчиков (КУП «ЖКХ»), которые осуществляют конт­роль, финансирование работ и подбирают подрядчиков для их выполнения. Это, по сути, представители населения, уполномоченные по управлению домами, они подчиняются Мингор­исполкому. Жилищные службы, которых было 131, мы объединили в 48 ЖЭУ — подрядных организаций, занимающихся непосредственно оказанием услуг. В ЖЭУ создали отдельные бригады: по текущему ремонту, техническому обслуживанию, санитарному содержанию придомовых территорий и уборке мест общего пользования непосредственно в жилых домах. Зарплату рабочих по комплексному обслуживанию зданий и сооружений (хаус-мастеров. — Прим. ред.) привязали к качеству обслуживания жилфонда: чем меньше заявок и неисправностей, тем выше зарплата хаус-мастера, поскольку его задача — содержать дом в исправном состоянии. В результате за 2016 год количество письменных обоснованных претензий от жителей снизилось на 22 % по сравнению с 2015-м. Благодаря оптимизации сократилась штатная численность работников системы с 14 298 единиц по состоянию на 1 января 2016-го, до 10 878 на 1 января 2017-го. Уменьшили количество административно-управленческого персонала на 9,9 % от общего числа штатных сотрудников. Только на заработной плате удалось достичь экономии свыше 20 миллионов рублей.

10-01-03-28
Андрей Ромашко, начальник управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь

Услуги ЖКХ стали предоставлять на конкурсной основе. В 2016 году службы заказчика провели 1 451 процедуру закупки (конкурсных торгов), во время которых сэкономлено 65 миллионов рублей: было запланировано израсходовать на оказание услуг 186 миллионов рублей, а по итогам торгов контракты заключены на 121 миллион рублей. По объектам капремонта достигнуто снижение на 41 % по сравнению с первоначальной стоимостью. По текущему ремонту, благоустройству и ямочному ремонту стоимость в ходе торгов по выбору подрядчика уменьшилась на 36 %.

Юлия Сагайдак: За счет снижения затрат на оказание ЖКУ увеличивается доля возмещения населением стоимости оказанных услуг при сохранении прежних тарифов. Если два года назад жители возмещали лишь немногим более трети стоимости услуги «техническое обслуживание», то в 2017-м приближаемся к тому, что в Минске жители смогут оплачивать стоимость услуги полностью.

Андрей Ромашко: Не стоит забывать, что был пересмотрен и состав основных жилищно-коммунальных услуг. С 2016 года мы получили четко обозначенные услуги: техобслуживание, санитарное содержание дворов, уборка подъездов и так далее. Ранее все это, как и содержание непрофильных активов, включалось в себестоимость техобслуживания.

Виталий Смирнов: Еще один важный момент: заказчик принимает все работы и оплачивает только фактически выполненные. Если обнаруживается, что, например, та же уборка подъез­да или дворовой территории не выполнялась, подрядчик не получит за нее деньги. Таким образом за прошедший год на 10,7 % снижена оплата подрядным организациям за санитарное содержание придомовых территорий. По уборке вспомогательных помещений снижение произошло на 11,3 %. За счет того, что заказчики оплатили подрядчикам только то, что те реально выполнили, сэко­ном­ле­но 5,5 миллиона рублей.

10-01-04-28
Юлия Сагайдак, заместитель генерального директора по экономическим вопросам ГО «Минское городское жилищное хозяйство»

В соответствии с постановлением Совмина от 12.02.2016 г. № 117 «Об установлении планово-расчетных цен на жилищно-коммунальные услуги на 2016 год» Минску довели задание в 2016-м снизить затраты бюджета в сфере ЖКХ на 40 миллионов рублей. По факту задание перевыполнили: минус 43,6 миллиона (103,6 %). В 2017-м необходимо сократить затраты бюджета на сферу ЖКХ еще на 17 миллионов рублей.

Кроме того, созданы служба «115» и портал «Мой Горад» ­115.бел.

В чем их преимущество? Раньше в каждой диспетчерской ЖЭС работали минимум два дис­пет­че­ра, плюс в каждом ЖРЭО был диспетчерский отдел из 5-6 человек, плюс аналогичный отдел у нас в ГО. Мы взяли официальную статистику в «Белтелеком»: 231 тысяча звонков поступила на все эти диспетчерские в феврале 2015 года, при этом в системе зарегистрировано лишь 59 тысяч заявок. В июле 2016-го в службу «115» поступило 127 тысяч вызовов, а заявок при этом оформ­ле­но 145 тысяч. Почему? В ЖЭС иногда было так: человек звонит и говорит, что не горит свет, течь в подвале, засорилась канализация. Диспетчер мог просто направить по адресу работника и забыть. В службе «115» каждую обозначенную проблему оформляют как отдельную заявку, которая есть в базе и исполнение которой можно проконтролировать.

— На практике порой заявку закрывают, хотя по факту ничего не сделано. Раньше все было понятно: не делают — иди в ЖЭС, требуй, жалуйся. Куда обращаться теперь?

10-01-05-28
Дмитрий Шевцов, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Виталий Смирнов: Для этого и работает служба заказчика. Задача специалистов — обеспечить оказание жителям качественных услуг. У КУП «ЖКХ» есть доступ ко всем заявкам, принятым службой «115». Конечно, они не могут проверить исполнение каждой, однако выборочный контроль осуществляется. Кроме того, если житель оставляет повторную заявку, специалисты службы заказчика разберутся, в чем дело. В администрации райо­нов также ежемесячно направляется информация из службы «115» по заявкам, которые поступали от граждан, с анализом основных проблем, данными о наи­бо­лее проблемных домах и так далее. Мы должны были за год изменить сознание наших сотрудников, добиться от работников четкого понимания: поступил звонок на номер 115 — иди и делай, это закон. Пока не везде это удалось, но работа ведется. Только за недостоверную информацию, когда работники, отчитываясь об устранении проблемы, прикладывали фотографии других объектов, в 2016 году с шестерыми были расторгнуты трудовые отношения.

Андрей Ромашко: Задача, которая стоит перед системой ЖКХ, — обеспечение качества услуг и сокращение затрат при их оказании. Создание службы заказчика — это инструмент для достижения данной цели. Теперь необходимо наладить работу КУП «ЖКХ» таким образом, чтобы каждый житель знал, кто является его представителем на рынке оказания ЖКУ. Кроме того, в законодательстве о защите прав потребителей ЖКУ прописаны требования, что каждый потребитель должен знать об исполнителе каждой услуги всю необходимую информацию. Заказчик должен дойти до каждого жильца, в том числе для заключения договора на оказание услуги по управлению домом. Важно также понимать, что сейчас ведется модернизация существующей системы ЖКХ в условиях частной собственности на жилье. Ведь сегодня 95 % квартир — частные.

10-01-06-28
Петр Шостак, глава администрации Ленинского района Минска

— Если вести разговор про уборку подъездов, то нельзя не вспомнить о негативных отзывах о работе частных фирм…

Николай Строк: В Ленинском районе в августе 2016 года частный подрядчик победил в торгах по всем четырем ЖЭУ (обслуживаемая площадь — 4 миллиона квадратных метров), предложив обеспечивать санитарное содержание мест общего пользования за плату на 20-25 % ниже предельного тарифа 53 копейки. Не могу сказать, что подрядчик недобросовестный, просто он не учел подводных камней этой работы, среди которых, например, требования по содержанию мусоропровода, выкатыванию мусорных контейнеров, которое отнимает много времени и сил. Также надо понимать, что тариф включает и обязательные платежи, от которых нельзя

отказаться, — на дезинсекцию и дератизацию. За счет приемки выполненных работ по итогам августа вместо 72 849 руб­лей мы заплатили подрядчику 35 438,99 руб­ля — половину от того, на что он рассчитывал. Выявлять факты невыполнения работ помогали в том числе и жители. В декабре представители клининговой компании обратились к нам с просьбой об уменьшении объемов работ. Сейчас они работают на территории только одного ЖЭУ — в Лошице (ЖЭУ-4, бывшие ЖЭС-9, 122, 124), и за последние два месяца ни одной жалобы на их работу не поступило.

— Договор с подрядчиком заключается на год, а затем проводятся следующие торги. Как защитить жителей от того, что убирать их подъезд снова придет компания, которая не рассчитала свои силы?

10-01-07-28
Николай Строк, директор КУП «Жилищное коммунальное хозяйство Ленинского района г. Минска»

Андрей Ромашко: Те организации, которые могут претендовать на эту работу, уже поняли, что в системе ЖКХ не все так просто, и будут подходить к участию в торгах более взвешенно, трезво оценив свои силы. Поскольку, как мы уже говорили, заплатят подрядчику только за выполненную работу, ему просто невыгодно идти на конкурс, если он понимает, что не справится с обязанностями.

Виталий Смирнов: При проведении конкурсов мы собираем сведения об организациях-участниках, чтобы узнать их возможности. Мы тоже учимся на своих ошибках и впредь будем более тщательно оценивать претендентов. Но отношение жителей тоже надо менять. В некоторых подъездах как ни убирай, чистоты не добьешься. Хотим провести в городе во время весеннего месячника по наведению порядка акцию «Мой подъезд, моя квартира». Суть — привлечь жильцов к уборке и мелкому ремонту в их подъездах, чтобы собственники квартир почувствовали, что места общего пользования — это тоже их имущество, к которому нужно относиться бережно. Вот только как достучаться до каждого жителя?

Андрей Ромашко: Это отдельная задача — объединить потребителей. Когда у жителей есть общие задачи, это их сплачивает. Люди начинают общаться, вместе принимать решения, искать выходы из различных ситуаций. Целесообразно начать, например, с дней добрососедства.

Дмитрий Шевцов: У нас это тоже есть. Например, в Советском районе, от которого я выдвинут депутатом, давно созданы коллегиальные органы территориального общественного самоуправления, через них налажен контакт жителей с местными властями и жилищными организациями. Проводятся праздники двора, во время которых жильцы обсуж­дают волнующие их вопросы местного значения. Они участвуют в субботниках, вместе выходят, ремонтируют, убирают. В результате после проведенного благоустройства и через 5 лет все исправно и аккуратно, потому что отношение к собственному труду совсем другое. Хотя в целом претензии к горожанам есть. Сейчас, когда снег сошел, мы все видим, что обнажилось вокруг подъездов: окурки, бутылки, отходы жизнедеятельности домашних питомцев…

— Даже если не брать в расчет жильцов-нерях, периодичность уборки такова, что не позволяет поддерживать места общего пользования в порядке. Почему бы не отдать содержание подъездов на откуп самим жителям и не исключить эту услугу из жировки?

Андрей Ромашко: По сути, сейчас, когда санитарное содержание мест общего пользования — это отдельная услуга, а не часть техобслуживания, периодичности как таковой нет. Рекомендуется та, что применялась ранее, — два раза в неделю сухая, два раза в месяц влажная плюс мытье окон и прочее. Но услуга пущена в свободные договорные отношения, типовой договор на ее оказание, который установлен постановлением № 99 правительства, предусматривает, что группа потребителей должна определиться с исполнителем и периодичностью, с какой работа будет выполняться. Вместе с тем сегодня есть предельный тариф — 53 копейки с каждого жильца — в который необходимо уложиться. И частники, которые уже работают на этом рынке, в некоторых случаях выполняют уборку с указанной периодичностью и за 36 копеек, и за 42 копейки… Понятно, что каждый дом и подъезд разные, соотношение площадей с количеством проживающих тоже везде различается. Но конкурс сегодня дает возможность снижать стоимость этой услуги, не теряя качества.

Виталий Смирнов: В соответствии с законодательством жители вправе отказаться от услуги по уборке мест общего пользования и выполнять ее самостоятельно. Для этого нужно принять такое решение большинством голосов, после чего составить график дежурств для каждой квартиры и придерживаться его. В столице есть такие подъезды. Во многих регионах нашей страны услуги по санитарному содержанию мест общего пользования просто нет: жители убирают сами. Но независимо от того, кто выполняет уборку, в подъезде должно быть чисто. Когда объявляем конкурс, этим руководствуемся. И в процессе тоже учимся и корректируем требования. В прошлый раз мы заявляли периодичность: два раза в неделю сухая уборка, два раза в месяц — влажная, но сейчас видим, что первый этаж все же нужно убирать ежедневно. И пропишем это в условиях новых конкурсов, которые будем объявлять.

Петр Шостак: По итогам 2016 года количество обращений граж­дан по вопросам ЖКХ только увеличилось. Проводя приемы граждан, часто слышу жалобы на то, как работает система ЖКХ. Регулярно люди говорят, что на номер 115 не дозвониться, а это значит, что служба не так доступна для жителей, как хотелось бы. Реагирование аварийной службы тоже вызывает вопросы. Порой приходится ждать бригаду час и более. От преобразований в ЖКХ эффект хороший, но теперь надо сделать так, чтобы его почувствовали и люди, а не только городской бюджет.

Виталий Смирнов: Вы правильно нас покритиковали. Но нужно понимать, что за год (а ведь по факту на новые рельсы все районы города встали лишь в апреле прошлого года) полностью добиться безупречной работы невозможно. Возьмем ту же службу «115». Статистика говорит, что в прошлом году 3 % звонивших туда так и не дозвонились. Это много, согласен. Но на нынешний год разработаны ме­ро­прия­тия, которые должны свести к нулю процент тех, кому не удается дождаться ответа оператора. Уже сейчас 84,6 % обращающихся дозваниваются максимум за 40 секунд — это соответствует мировым стандартам работы контакт-центров. Цель на нынешний год, чтобы в течение 40 секунд дозванивались 90 % людей. Что касается аварийной службы, то в 2016-м ни в один государственный орган не было ни одного официального обращения по ее работе. Перед нами стояла задача, чтобы ее сотрудники приезжали на вызов максимум за 30 минут. Для ее выполнения в прошлом году купили 12 единиц техники, создали три филиала. Сейчас создается четвертый, он будет находиться в Ленинском районе. По каждому случаю приезда бригад на вызов позднее установленного срока проводится отдельное разбирательство.

— Люди жалуются: при заказе платных бытовых услуг в ЖЭУ им отвечают, что нет того или иного специалиста, и рекомендуют обращаться к частным мастерам…

Андрей Ромашко: Первостепенная задача ЖЭУ как эксплуатирующей организации — обеспечить эксплуатацию здания. Оказать услугу жителю — это дополнительная функция, которая тоже важна и должна быть, но только в том случае, если это выгодно ЖЭУ. Здесь все индивидуально: в тех микрорайонах, где такие услуги востребованы и у руководства ЖЭУ есть возможность организовать работу своего специалиста по их оказанию таким образом, чтобы он зарабатывал деньги, — это одно. А если работник получает одну заявку в день и остальное время сидит без дела, а платить ему зарплату все равно нужно, целесообразно ли держать его в штате? Человек ведь должен зарабатывать зарплату, а не получать получку.

Виталий Смирнов: Среди бытовых услуг есть перечень тех, которые мы обязаны оказать по первому требованию, он состоит почти из 30 пунктов. В службе «115» есть утвержденный экономически обоснованный прейскурант на эти виды услуг. Если человек обращается за одной из них, к нему придет мастер. Кроме того, если заявитель хочет получить услугу в выходной день или в нерабочее время, ее могут оказать и работники аварийной службы по своим тарифам. Сейчас мы прорабатываем еще одно направление. На базе Ленинского района планируем эксперимент: провести конкурс на определение подрядных организаций по оказанию бытовых услуг населению. Думаем, это направление заинтересует частников. Мы обозначим перечень услуг и их стоимость, режим работы будущих подрядчиков, при проведении конкурса заказчик проверит их компетентность, наличие необходимого инвентаря и другое. В результате выберет несколько ИП или фирм, заключит с ними договоры, а их контактные данные передаст в службу «115». Дальше по аналогии с такси: оператор будет передавать этим подрядчикам поступающие заявки. Думаю, в нынешнем году идею доработаем и внедрим новшество.

— Среди преобразований, которые заявлялись ранее, фигурировали изменения в работе с бытовыми отходами. В частности, в административных районах должны были появиться единые операторы ТКО, которые отвечали бы за весь мусор в районе, в том числе за содержание контейнерных площадок. Что сейчас?

Виталий Смирнов: Реализация этого направления действительно затянулась. Возникли определенные организационные вопросы, но они решатся, и конкурс на определение единого оператора по работе с твердыми коммунальными отходами проведем. Будет внедрено и то, что я уже неоднократно анонсировал: дифференцированный тариф на обращение с ТКО. Расчеты показывают, что для жителей домов, не оснащенных мусоропроводом, тариф будет на 30 % ниже. Мы рассчитываем, что уже нынешней весной эти тарифы заработают.

Кроме того, оператор вторичных материальных ресурсов готов выделить средства на закупку и установку в Минске заглубленных контейнеров для сбора пластика: снаружи небольшая аккуратная урна, а под землей контейнер объемом 5 кубометров. Думаю, в нынешнем году при разработке схем обращения с ТКО во всех районах города подберут подходящие площадки для установки таких контейнеров.

В соответствии с постановлением Совмина от 12.02.2016 № 117 «Об установлении планово-расчетных цен на жилищно-коммунальные услуги на 2016 год» Минску довели задание в 2016-м снизить затраты бюджета в сфере ЖКХ на 40 миллионов рублей. По факту задание перевыполнили: минус 43,6 миллиона (103,6 %). В 2017-м необходимо сократить затраты бюджета на сферу ЖКХ еще на 17 миллионов рублей.