Транспорт

Опять по шпалам

14-01-01-28По мнению директора филиала «Трамвайный парк» ГП «Минсктранс» Андрея Варгасова, в столице еще возможен ренессанс трамвайного движения

14-01-02-28Трамвайному движению столицы уже 88 лет. За эти десятилетия предприятие, на котором оно базируется, кардинально изменилось. Но, оказывается, и здесь возможны глобальные перемены, которые начались с приходом нового директора Анд­рея Варгасова.

— Андрей Геральдович, каким кадровым и техническим потенциалом обладает сего­дня парк, изменился ли он пос­ле закрытия первомайской линии?

— Технический ресурс остался прежним — 138 трамваев. Протяженность путей в двухколейном варианте — 52,7 км. Утром и в часы пик задействован 81 трамвай, вечером — 75. Средний возраст всего подвижного состава — 9,6 года, а срок службы этого вида транс­пор­та — 18 лет. Обновление не требуется, запас прочности нормальный, к тому же мы располагаем добротной ремонтной базой. Также на балансе предприятия 63 автомобиля и 8 единиц спецтехники, которые обслуживают все транспортные подразделения «Минск­тран­са». Штатный состав парка сократился, но это связано с производственной необходимостью, более оптимальной организацией труда, а не с оптимизацией из-за временного закрытия первомайской линии, что обусловлено строи­тельст­вом метро.

— Обратил внимание на энергосберегающие светильники в приемной, у вас в кабинете…

— Горюче-смазочные, энергетические и иные ресурсы нужно экономить, но не огульно, а используя современные разработки и ноу-хау. В моем кабинете 4 режима освещения, каждый предназначен для работы определенного числа лиц. В парке принят комплекс мер по экономии ресурсов и внед­ре­нию новинок, а также план по снижению себестоимости транспортных услуг. Часть их уже реализована, что в том числе позволило успешно завершить 2016 год почти по всем прогнозным показателям. Так, благодаря автоматизации освещения в темное время суток на территории парка и подключению системы видеонаблюдения на выезде транспорта и на проходной в 2016-м сэкономили около 500 миллионов неденоминированных рублей. Летом прошлого года из 138 стеклоочистителей трамваев 70 вышли из строя. Каждый в эквивалентной стоимости около 450 долларов. Механизм немецкой фирмы ремонту не подлежит, только дорогостоящей замене. Но Кулибины нашего филиала смогли восстановить все стеклоочистители, причем по копеечной цене! Для решения этих и других проб­лем­ных вопросов в парке созданы, так сказать, творческие, мозговые группы. Порой они предлагают труднореализуемые, иногда и вовсе фантастические выходы, но отдача их деятельности уже очевидна. В текущем году планируем реализовать еще ряд энергосберегающих проектов. Это внедрение систем регулирования тепла в двух производственных корпусах, автоматизация процессов на мойке транспорта и другие.

14-01-03-28— Наши читатели давно интересуются: когда же вновь будет функционировать первомайская линия? Почему бы на ней в период простоя не провести реконструкцию путей?

— Мы ожидали, что она откроется в марте 2017 года, но, очевидно, эти сроки сместятся. Вопрос по модернизации путей на улице Чапаева уже проработан, решение принято. Протяженность их составит 1 200 м в двух направлениях. Когда начнутся работы, пока неизвестно. Все зависит от планов метростроителей, а мы не имеем права вкладывать и надолго замораживать средства.

— Складывается впечатление, что в последние годы трамвайное движение в столице не столько развивается, сколько деградирует…

— Однозначно ответить нельзя, хотя удельный вес трамвая в наземных перевозках снизился до минимума в его истории — 4 %. В то же время за последние годы удалось провести масштабную и дорогостоящую реконструкцию по современной бесшпальной технологии трех участков путей. Бытует мнение, что трамвай слишком дорого обходится городу. Это не так. Вспомним советские годы, когда стоимость проезда в автобусе, троллейбусе и трамвае равнялась соответственно 5, 4 и 3 копейкам. И она четко отражала уровень эксплуатационных затрат. В принципе это соотношение не изменилось и сейчас. Затраты на трамвайное движение окупаются в течение 8 с небольшим лет. Благодаря конструктивным особенностям этот вид наземного транс­порта по-прежнему остается самым безопасным, у него повышенная провозная способность, эксплуа­та­цион­ная надежность, он наиболее ремонтопригоден и служит дольше. Трамвай по всем параметрам эффективнее автобуса и троллейбуса. Благодаря именно этим характеристикам трамвайное движение в последние десятилетия переживает настоящий ренессанс и активно развивается в Европе, Америке и Азии, в ряде стран признано наиболее перспективным и приоритетным. А в некоторых из них трамвай используется за пределами городов на скоростных междугородних линиях. Кстати, четыре страны Старого Света уже реализуют совместный проект по производству многосекционных трамваев вместимостью до 500 пассажиров.

— Если у трамвая такие отменные характеристики, почему же его перспективное развитие, обозначенное в градостроительных планах Минска разных лет, постоянно стопорится в отличие от мет­рополитена?

— У подземки есть ряд плюсов, но имеются и минусы. Главные из них — стоимость строительства и ограниченность мобильности. Подвезти пассажиров к любой точке — спальным районам, местам отдыха, торговым центрам, ста­дио­нам — она не может. Поэтому для города столь важно долгосрочное развитие наземного общественного транспорта. К тому же ближайшее градостроительное будущее столицы базируется на трех китах. Новые микрорайоны возводить уже не будут, наиболее крупные производства вынесут за городскую черту, а в ее пределах нужно создать комфортные условия для проживания. Одно из главных звеньев этой инфраструктуры — транспортное. В чем, по-моему, немалая роль должна быть у трамвая. Его развитие также потребует на первоначальном этапе вложения определенных средств. Но они и близко несопоставимы с ценой, к примеру, строительства одного километра линии метро.

Идея об организации в Минске трамвайного движения зародилась еще в 1898 году. Но первые электрические трамваи на улицах города появились 13 октября 1929-го. На тот момент они двигались по 2 маршрутам: «Товарная станция — Комаровка» и «Вокзал — площадь Свободы».