Заглянем в святцы

Державная

32-01-01-28 Икону Богородицы «Державная» почтим 15 марта

32-01-02-28Образ обретен в тот день, когда императора Николая II вынудили отречься от престола, 2 марта (15-го по новому стилю) 1917 года. На голове Царицы Небесной — корона, в руках — символы власти: скипетр и держава. Икона сразу же прославилась как чу­до­твор­ная. Интересно, что акафист ей написал сам патриарх Тихон, который был возведен на престол в том же 1917-м и стал первым с момента восстановления патриаршества в России (упразднено Петром I в 1721 году).

В период послереволюционных преследований, которым подверглась православная церковь, икона Богородицы «Державная» исчезла. Считалось, что образ сохранился только в списках. Однако исследователи выяснили: святыня пребывала в запасниках Исторического музея в Москве. Повторно обретена в июле 1990 года.

В Минске Державному образу посвящен храм, возведенный в Новинках рядом с Елисаветинским монастырем. Построен в 2003 году, освящен в 2008-м. Получил статус приходского. Расписан и отделан художниками из монастырских мастерских. На сводах созданы живописные и мозаичные полотна в византийском стиле. Такое сочетание — прием очень древний, использовался когда-то для украшения Софии Константинопольской и Софии Киевской. Цент­ральное место — над алтарем — занимает образ Богородицы. Высота фигуры — 7,5 м. На стенах высокие, в полный рост, иконы угодников Божиих, причем все (!) с частицами мощей. Это очень удобно для паломников — святыни всегда доступны. По обе стороны от алтаря размещены ковчеги с частицами мощей первоверховных апостолов Петра и Павла (слева) и апостола Анд­рея Первозванного (справа).

Нижний придел, освященный в честь Царственных страстотерпцев, выполнен в духе раннехристианских катакомбных храмов, украшен резьбой по камню. Оборудован купелью для крещения взрослых.

Продолжается Великий пост (с 27 февраля по 15 апреля).

В субботу второй седмицы, 11 марта, — поминовение усопших.

В воскресенье, 12 марта, церковь вспоминает святителя Григория Паламу, который обосновал учение о взаимодействии Бога и человека, о Небесном нетварном свете, озаряющем души тех, кто подвизается в молитве и посте.