Центральный район

Отформатировали прошлое

11-01-01-30История о том, как полоцкие князья завели аккаунты в социальных сетях

11-01-01-30Дарья Косякова, учитель истории и обществоведения гимназии № 34, ведет урок в 6-м классе. Кажется, для учеников привычное занятие. Вот наставник обозначает тему: сегодня предстоит закрепить знания об именитых правителях — каждый из них в свое время руководил Полоцким княжеством. Я невольно вспоминаю школьные годы и свои уроки истории. Тогда проверка домашнего задания казалась пыткой. С суровым видом учительница открывала классный журнал, обязательно сопровождая это действо словами: «Так-так, кто сегодня блеснет знаниями?» В классе воцарялась мертвая тишина. Ученики, чьи фамилии попадали в поле зрения наставника, пересказывали домашку. Про­цеду­ра длилась минут 15, нам же казалось — целую вечность.

А сейчас замечаю: шестиклассники, к которым мне посчастливилось попасть на урок по истории Беларуси, чувствуют себя вполне комфортно.

Дарья Олеговна предлагает им достать смартфоны. В это время возле доски загорается интерактивный экран, звучит музыка. В режиме реального времени ребятам предстоит выполнить тестовые задания. Используя гаджеты, они отвечают на вопросы. От какой реки Полоцк получил название? Почему Рогнеда меняла имена? В учебник заглянуть не успеешь: несколько секунд — и задание меняется. Оказывается, я историю изрядно подзабыла, а шестиклассники справились уверенно. Проверочный тест занял 10 минут. А после на интер­активной доске — общая картина по классу: в каких темах допущено наибольшее количество ошибок, какой материал не мешало бы еще разок повторить. Удобно, а главное — задействованы все ученики. Дальше еще интереснее…

— Представьте, что вы оказались во времени Полоцкого княжества, — предлагает Дарья Олеговна ученикам. — У вас есть только Интернет. Помогите

князьям заполнить собственную страничку «ВКонтакте».

На все про все — 5 минут. Ребята делятся на группы. У каждой — свой персонаж из прошлого. Дают вначале общую информацию: год рождения, место работы, семейное положение. Обязательно указывают статус — то, чем готов похвастаться князь перед потомками, то есть перед нами. Например, от имени Всеслава Чародея ребята указали: «Могу быть ночью в Киеве, а утром — в Полоцке. А вам слабо?»

Ученики поочередно выходят защищать свою работу. Казалось бы, звучат известные факты о наших именитых предках. Но у каждого выступающего получилась своя оригинальная история.

После звонка никто и с места не сдвинулся: дослушивают выступления своих товарищей. Дарья Олеговна озвучивает домашнее задание: написать личное сообщение князю.

Ее ученики рассказали, что мечтают в будущем стать врачами, программистами, музыкантами… Но историю любят по-особенному. Понимают, что наука о прошлом в жизни точно пригодится. Правильно подметила шестиклассница Валерия Нечай, история — это бонус от наших предков, благодаря ей мы предупреждены об ошибках, которые не стоит совершать.

А ее одноклассник Филипп Филиппович считает: чтобы знания еще и в голове откладывались надолго, урок должен быть всегда новым.

Молодой учитель — мастер открытых уроков. С удовольствием демонстрирует свои приемы и методы коллегам. Недавно провела такой урок обществоведения в незнакомом классе — этап городского конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию». Дети из гимназии № 21 остались в восторге от занятия.