Факты. Анализ. Комментарии

Договориться в Минске

10-01-01-31Белорусская столица в последнее время становится важной площадкой международных переговоров. Еще одно свидетельство тому — подписание соглашения о проведении в Минске с 5 по 9 июля 26-й летней сессии ПА ОБСЕ. Ожидаются 700 гостей и  насыщенная программа мероприятий, а итоговым документом станет Минская декларация с рекомендациями для участников. О делах международных и в нашей стране — в очередном выпуске

10-01-02-31Владимир Андрейченко, председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

— В январе исполнилось 25 лет с того момента, как Беларусь стала полноправным членом ОБСЕ. Мы всегда очень ответственно относились к работе в этой организации, принимали активное участие и внесли значительный вклад в дело обеспечения безопасности и сотрудничества в Европейском регионе. Визит делегации ПА ОБСЕ в Беларусь, подписание соглашения о проведении 26-й летней сессии — еще один шаг к развитию сотрудничества и диалога по всем вопросам, которые представляют взаимный интерес. Беларусь в последнее время стала местом проведения ряда важных международных встреч, и все они направлены прежде всего на обеспечение безопасности и стабильности. Белорусская сторона сделает все возможное, чтобы сессия была подготовлена на высоком организационном уровне, а гости чувствовали себя комфортно.

10-01-03-31Владимир Костин, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций:

— В Беларуси сейчас идет строительство нового авиаремонтного завода, в эксплуатацию он должен быть сдан до 1 января 2018 года. Завод размещается рядом с Национальным аэропортом Минск. Почему мы приняли решение его строить? Есть Указ № 456, который предусматривает застройку той части столицы, где сейчас располагается завод. Естественно, нам предписано освободить эту территорию. Но даже если бы не было реализации данного инвестпроекта, мы все равно планировали строить новые цеха авиаремонтного завода в районе Национального аэро­порта. Сегодня действующее предприятие располагает старой советской базой, которая предназначена для технического обслуживания и ремонта воздушных судов производства СССР. Поэтому наша цель — в ближайшее время построить новый современный завод, который будет обслуживать технику как российского, так и западного производства. Мы будем обслуживать любые типы воздушных судов — это такие самолеты, как Boeing, Airbus, Embraer, CRJ. Наш цех технического обслуживания и ремонта не рассчитан только на самолет Airbus A380. А все другие типы, особенно среднемагистральные (в том числе Boeing-737), смогут обслуживаться в Беларуси. Неважно, какого типа будут самолеты, завод намерен получить сертификаты на обслуживание всех типов воздушных судов.

Самый главный вопрос для Национального аэропорта — это строительство второй взлетно-посадочной полосы. До 1 января 2019 года она должна быть введена в эксплуатацию. Нам часто задают вопрос, почему мы решили строить вторую ВПП. Первое, что надо знать, — она строится не потому, что нам не хватает первой полосы. Сегодня интенсивность полетов в Беларуси не такая большая, чтобы одна полоса не справилась, мы можем в 2-3 раза увеличить интенсивность полетов, и при хорошей организации аэропорт справится с этим потоком. Речь идет о том, что действующая полоса уже выработала свой временной ресурс. Как правило, такие полосы имеют срок эксплуатации 20 лет, максимум — 25. Наша работает уже более 30 лет. Со временем полоса теряет свои физические свойства — это бетон, он разрушается под действием тех же погодных условий. Уже сейчас мы не можем принимать на ней все типы воздушных судов без ограничений. Аэропорту приходится ограничивать количество взлетов-посадок или посадочную массу самолетов. Вторая ВПП сможет по своим характеристикам принимать все типы воздушных судов, которые имеются в мире, в том числе и самый большой пассажирский самолет Airbus A380.

10-01-04-31Денис Сидоренко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Федеративной Республике Германия:

— За прошедшие четверть века с момента возобновления белорусско-германских дипломатических отношений, которые изначально были установлены еще в 1923 году в контексте присоединения БССР к известному Рапалльскому договору между Германией и РСФСР, мы достигли значительного прогресса в развитии многоуровневого разнопланового сотрудничества с ФРГ. Очень важно, что сформирована солидная двусторонняя международно-правовая база, насчитывающая свыше двух десятков международных договоров. В их числе договор о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники, соглашения об избежании двойного налогообложения и о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, со­вместное заявление об основах отношений между Беларусью и ФРГ. Кроме того, создан целый ряд инс­титуциональных механизмов двустороннего взаимодействия, включая белорусско-германский совет экономического сотрудничества. Товарооборот между двумя странами за эти годы вырос более чем в 10 раз, достигнув в 2016-м 2,28 млр­д долларов. Сего­дня Германия является нашим четвертым торгово-экономическим партнером после России, Украины и Китая, важным поставщиком высокотехнологичных инвестиций для модернизации белорусской экономики. Успешно развивается гуманитарное, научно-образовательное, культурное сотрудничество между двумя странами, в том числе через реализацию со­вместных программ и проектов. В последнее время существенно активизировались политические и парламентские контакты, что, как мы рассчитываем, приведет к дальнейшему расширению нашего взаимодействия как в двустороннем плане, так и по линии Европейского союза.

Беларусь сегодня экспортирует в ФРГ продукцию более чем по 400 товарным позициям. В числе знаковой белорусской продукции, традиционно поставляемой в Германию, можно назвать тракторы МТЗ. Несмотря на высокую насыщенность германского рынка бытовой техникой, нашло свою нишу на нем и много лет продает в немецких торговых сетях холодильники и стиральные машины ОАО «Атлант». Кстати, существенную долю в белорусском экспорте в Германию составляют промышленное сырье и полуфабрикаты. Это в первую очередь продукция Белорусского металлургического завода, который, в частности, наладил устойчивые кооперационные связи с концерном «Континенталь» и уже более 20 лет поставляет ему металлокорд. Сегодня каждая четвертая шина марки «Континенталь» производится с использованием белорусского металлокорда. Весьма востребованной по соотношению цены и качества на германском рынке является также продукция химической и деревообрабатывающей промышленности Беларуси. В целом перспективным и отвечающим нашим интересам является дальнейшее развитие промышленной ко­операции, при которой белорусские партнеры могли бы взять на себя роль поставщиков полуфабрикатов и комплектующих высокой степени обработки для промышленного сектора Германии.

10-01-05-31Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли:

— Запрет на установление различных цен и тарифов в зависимости от формы оплаты товаров, работ и услуг — наличной или безналичной — планируется установить в Беларуси. Соответствующие изменения в закон «О защите прав потребителей» могут быть внесены до конца текущего года. Рабочей группой при участии МАРТ подготовлен проект закона о внесении изменений и дополнений в закон «О защите прав потребителей». В нем нашли отражение в том числе предложения субъектов предпринимательской деятельности. Документ внесен в Палату представителей. Мы рассчитываем, что в этом году он будет принят. В том числе законопроект предусматривает обязанность продавца (исполнителя) возвращать деньги потребителю в той же форме, в какой была произведена оплата товара (работы, услуги), если стороны не договорились об ином. Перечень обязательной информации, которую продавец обязан предоставить потребителю, дополняется сведениями о стране происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения изготовителя, и классе энергоэффективности товара. Также предлагается запретить продавцам (изготовителям, поставщикам, исполнителям) при возврате денег за товар (работу, услугу) требовать от потребителя документ, удостоверяющий личность. Предлагается увеличить срок гарантийного ремонта с 14 до 30 дней при получении соответствующего согласия потребителя. Практика показывает, что срок проведения гарантийного ремонта чаще всего превышает 14 дней. Бизнес настаивал на увеличении этого срока до 45 дней, как в Российской Федерации, но мы пошли на 30 дней. В случае принятия законопроекта гарантийные мастерские обязаны будут по заявке продавцов (изготовителей, поставщиков) проводить проверку качества товара в течение трех дней со дня его получения. Продавцы (изготовители, поставщики) получат право взыскивать с потребителя убытки за хранение отремонтированного или прошедшего экспертизу товара по истечении двухмесячного срока со дня письменного предупреждения потребителя.