Экспедиция «МК»

Машинально получилось

16-01-01-31Парковка во дворе без проблем — утопия наших дней или достижимый идеал?

16-01-01-31Психологи выделяют несколько этапов развития отношения к той или иной проблеме: ее отрицание через гнев и депрессию к принятию. Эту цепочку можно проследить на примере отношения минчан к стремительной автомобилизации и как следствие — к нехватке парковочных мест во дворах. Одни возмущаются, атакуют телефоны ГАИ и прямые линии районных администраций, требуя решительных действий. Другие пытаются изменить ситуацию сами: ищут средства на устройство машино-мест, устанавливают шлагбаумы и полусферы. Третьи в итоге опускают руки и принимают это как данность — от машин дворы все равно не освободить, ведь с каждым годом их становится больше и больше.

Цифры это подтверждают: за последние 15 лет в городе число автомобилей на душу населения увеличилось вдвое: сейчас их более 800 000. Если все эти транспортные средства составить в одном месте, то они займут около 612 га, или примерно половину территории Советского района.

По подсчетам специалистов, на 1 000 минчан сегодня приходится более 410 личных авто. В то же время в Генеральном плане Минска до 2030 года заложена цифра, согласно которой и будет впоследствии развиваться соответствующая инфраструктура, — 370 легковушек. Куда же всем деваться?

16-01-02-31Зеленый Луг

О дворах, расположенных аккурат возле МКАД и дис­петчерской станции «Зеленый Луг — 6», мы уже писали некоторое время назад, а именно после звонка жильца на прямую линию с главой районной администрации. Абоненту стало обидно за свой двор — тупиковый, неблагоустроенный, испещренный шрамами от автомобильных колес, некоторые авто — в опасной близости к детской площадке.

Тогда жильцы заверили, что готовы навести порядок самостоятельно. А в районном ЖРЭО пояснили: для исполнения этого намерения даже имеется готовый проект. Вопрос лишь в сумме, которую придется заплатить жителям за реализацию. Тогда озвучивалась стоимость одного парковочного места — 15-20 миллионов рублей, что на тот момент составляло 1 000-1 400 долларов в эквиваленте.

16-01-03-31…Прошло два года. Но возле дома № 51 на улице Мирошниченко время будто остановилось. Авто по-прежнему комфортно располагаются прямо на зеленой зоне, хотя назвать ее зеленой язык уже не поворачивается. Это некое месиво из грязи, луж, ям и кочек. Некоторые жильцы и вовсе не стесняются — подгоняют машины прямо под окна. Особенно комично здесь смотрится табличка «По газону не ходить». Так и хочется приписать: «а ездить можно».

Рядом на лавке отдыхают двое. Интересуюсь, не собираются ли во дворе наконец организовать цивилизованные парковки для автолюбителей, но незнакомцы пожимают плечами — не слыхали, чтобы это обсуждали.

— Наши ездят внаглую, — жестикулирует мужчина. — В соседних дворах еще куда ни шло, красиво. А у нас — барахло.

Впрочем, поставить железного коня здесь действительно негде. В длинном панельном доме 1976 года постройки, который по меркам тех лет вобрал в себя весь передовой опыт советских архитекторов в области массового жилищного строительства, — 342 квартиры. Но о современных стандартах обеспеченности парковочными местами «одна квартира — одно машино-место» здешние автолюбители могут лишь мечтать. Согласно ПДП, на территории функциональной зоны № 36, к которой и относится этот дом, до 2030 года должны обустроить около 3 000 новых парковочных мест. Однако в непосредственной близости к зданию № 51 их все равно не предвидится. Как же быть?

Согласно статье 18.22 КоАП Республики Беларусь, штраф за нарушение правил парковки может составлять до 10 базовых величин, или 230 рублей.

Каменная Горка

Охота за свободным клочком земли для парковки в Минске сегодня напоминает детскую игру «Один лишний», когда четверо под ритмичную музыку стремятся усесться на три свободных стульчика. Правда, возле дома № 9 на улице Кунцевщине затевать такую забаву без толку — мест все равно нет. Авто с этой территории выдворили еще несколько лет назад. И теперь двор, расположившийся в самом серд­це перенаселенной Каменной Горки, напоминает своеобразный оазис. Как так вышло?

В отличие от предыдущего примера двор и само здание здесь современные — 2009 года постройки. Но, несмотря на относительную новизну, проб­ле­мы возникли с самого начала. И неудивительно, ведь для многоподъездной 9-этажки изначально были предусмотрены всего пять машино-мест!

Как и следовало ожидать, легковушки, словно пыль, тут же стали заполнять собой все свободные точки — газон, над которым поработал ланд­шафтный дизайнер, подход к крыльцу и другие места. Изменить облик двора удалось благодаря инициативе одного человека — председателя местного ЖСПК Александра Иванова. Именно он убедил соседей установить возле дома противопарковочные элементы — столбики, полусферы, цветочницы. И за совсем небольшие деньги. Также на асфальте появилась специальная разметка, а на фасаде — камеры. Обо всех нарушениях правил инициативный председатель тотчас же сообщал в ГАИ. Разумеется, без конфликтов не обошлось и не все остались довольны таким порядком, в том числе и жители близлежащих домов.

— Борьба продолжается, — рассказал Александр Иванов. — В конце прошлого года соседка, которую неоднократно привлекали за неправильную парковку, заявила на меня в ГАИ. Дело в том, что ненадолго оставил авто аккурат на площадке для разгрузки — такой при необходимости может воспользоваться любой жилец. Но я за это получил штраф — нарушение правил парковки по п. 138 ч. 2 ПДД: «Осуществил парковку не у края проезжей части и не параллельно ей». Собственно, край проезжей части — это окружность. А сама разметка во дворе была утверждена органами местной исполнительной власти.

Несмотря на это, факт остается фактом: дом № 9 на улице Кунцевщине чуть ли не единственный в городе со свободным от транспорта двором. Хотя некоторые вопросы по-прежнему остаются открытыми. К примеру, появится ли вблизи с многоэтажкой парковка, способная уместить транспорт всех местных автолюбителей?

16-01-04-31Новая Боровая

В отличие от предыдущего примера в этом новом жилом массиве к проблеме авто во дворах подходят концептуально: пытаются предупредить симптомы недуга еще до его появления — на стадии строительства. Дворы спроектированы таким образом, чтобы машины оставались за их пределами. Внутри лишь зеленые насаждения, площадки детские и для занятий воркаутом, фитнес-зоны и велодорожки. Въезд внутрь квартала разрешен лишь специальному транс­порту.

— Сегодня многие минчане мечтают о дворе, свободном от автомобилей. Однако это практически невозможно: людям надо где-то парковаться! При проектировании квартала «Сосновый» мы сумели не только сделать его огромную территорию закрытой для личного автотранспорта, но и учесть интересы автомобилистов. Ранее в Минске уже были небольшие проекты закрытых дворов без машин, но в масштабах целого квартала площадью 8,7 га такое реализуется впервые, — говорит директор компании «А-100 Девелопмент» Светлана Шевлик.

По ее словам, воплощение этой концепции позволит сделать внут­ренние дворы квартала максимально безопасными, тихими и удобными для всех жителей. При этом застройщик обещает чуть ли не самый высокий показатель обеспеченности в Минске парковочными местами.

Во время прогулки по Новой Боровой становится понятно, что в отличие от центра и старых спальников дышится здесь действительно свободнее. Пусть описанный квартал еще не готов, но и в имеющемся, «Кедровом», транспорт распределен грамотно. Визуально на парковках места хватает всем и даже есть пустующие. Правда, нет-нет да кое-где все же попадаются машины, припаркованные с нарушением: ну вот не смог автолюбитель удержаться от соблазна и взобрался четырьмя колесами на тротуар. В итоге думается: концепция концепцией, но, может, стоит начать со своей культуры вождения?