Музыка+ТВ

Во весь голос

20-01-01-34 Трудно ли жить на два города, помогает ли молодым артистам строчка «учился петь у Елфимова» и когда ждать сольный концерт в Минске, рассказал белорусский певец Петр Елфимов

20-01-02-34— Совсем недавно общался с певицей Инной Афанасьевой, которой приходится жить между Минском и Санкт-Петербургом. Судя по слухам, Петр, такие же трудности возникли и у вас?

— Да, живу на две страны! Хотя основную часть времени все-таки провожу в Москве. Конечно, окончательно попрощаться с Беларусью не могу — это моя Родина, да и преподаю здесь в Институте современных знаний. Но как творческому человеку захотелось развития, расширения аудитории. Я раздвинул рамки той коробочки, в которой артист временами находится (улыбается).

— За последнее время российский шоу-бизнес принял не так много отечественных исполнителей. И вдруг Петр Елфимов, имея солидный статус в Беларуси, появляется в нескольких популярных телевизионных конкурсах страны-соседки. Захотелось показать талант?

— Участие скорее мотивация для моих учеников, студентов. А также для людей, которые считают, что пение — это легко и просто. Так вот, это огромный еже­днев­ный труд! Если не работать над собой, невозможно добиться результатов. Я хочу развиваться, думаю, это у меня получается. Можно мне не верить, но достаточно посмотреть на то количество проектов, где принимаю участие: рок-оперы «Эпидемия», «Сокровище Энии». Сейчас готовится еще одна историческая рок-постановка. Кроме того, постоянно получаю предложения поучаствовать в качестве гостевого исполнителя в рок-коллективах Швеции, Норвегии, Израиля. Согласитесь, здорово, когда ты так востребован.

— И все же на переезд в Москву наверняка повлияла победа в проекте «Главная

сцена»…

— Признаться, переехал в столицу России еще до участия в этом шоу. Открыл вокальную студию «Голос будущего», создал международный конкурс с таким же названием. Он проходит не только в Москве, но и в Тюмени, Тобольске и других городах. Не могу не вспомнить о тесном сотрудничестве с телеканалом «Культура». Там есть рубрика «Романтика романса», в которой авторы программы находят ту музыкальную культуру, которая почти утеряна. Сейчас, по-моему, люди забыли, что была такая культура, а самый маленький современный писк доносят до невообразимых высот… Это неприятно. Все смешалось: и самодеятельность, и профессионализм. Неподготовленная публика даже не понимает, где хорошо, а где плохо.

— В XXI веке все хотят быть звездами, получить быструю славу, подписчиков в Instagram. Это правильно?

— Это было бы хорошо, но как дополнение (смеется). Люди, которые ко мне приходят, слышат от меня вопрос: «Зачем?» Если человек этим не болеет (искусством. — Прим. авт.)… Вот я этим болен! А если нет сильного желания, лучше и не начинать. Мои студенты как в минском вузе, так и в Институте современного искусства в Москве, чувствуют, что я могу им дать. И они грызут, роют, просят больше и больше. С такими приятно работать. Были у меня и другие подопечные — приходили ради строчки в резюме «учился петь у Елфимова». Стоит понимать главное: артист — это не звезда, которая выходит светиться, а человек, который несет что-то публике.

— В одном интервью говорили, что вы как человек — белорус, как артист — общий…

—…и создан на радость людям, как Буратино (смеется).

—…но все равно исполнитель, который несет белорусскую культуру. Трудно ли сейчас донести ее в России?

— Не только в России, но и за границей наша белорусская культура, как и русская, очень востребована и воспринимается на ура. Был в Германии на Днях культуры России. В зале только немцы, которые пришли послушать русские мотивы, а я пел еще и белорусские песни. Когда исполнил «Зачарованную» Игоря Лученка, люди открыли рты, им понравилось звучание и мелодичность нашей мовы. К сожалению, в Беларуси очень маленький процент тех, кто хотел бы слушать такие песни. В этом же и проблема молодых белорусских исполнителей, которые изначально стремятся создавать произведения на английском языке.

— На ваш взгляд, может ли белорусская песня сделать «Евровидение»?

— Что касается конкурса, далеко ходить не будем: сербы, хорваты всегда везут песни на родном языке. И они плевать хотели на английский — показывают свою культуру. И то, что Naviband наконец-то везет песню на роднай мове, здорово! Это часть нашего колорита, у них будет возможность познакомить Европу с национальной культурой Беларуси. Песня хоть и современная, но ведь фолковая. Другой вопрос — не нужно стараться что-то там выиграть. Покажите себя. Получите удовольствие, почувствуйте зрителя — вот что главное. К тому же тенденция конкурса — это все чаще краски, брызги и фейерверк. Буду рад, если ребята просто получат кайф от выступления.

— А в вашей жизни уже хватит конкурсов?

— Думаю, да. У меня большой багаж — педагогический, профессиональный, и мне хочется поделиться этим с молодыми исполнителями. Много работаю как вокальный продюсер, горжусь, что у меня хороший слух, а значит, могу еще и направлять людей во время записи, занятий. А конкурсов действительно хватит. К тому же готовлю новую сольную программу. У меня прекрасные ученицы-белоруски Саша Нехай и Ирина Мотарас, делаем их вокальные программы. Если бы времени хватало, то новый альбом был бы уже готов. Ждут и еще два проекта — акустический и элект­рический. Все-таки я «металюга» в душе, несмотря на то что исполняю разную музыку, имею академическое образование. Люблю рок, пишу рок и живу им.

— Тут вы, кажется, смотрите в одну сторону с дирижером Президентского оркестра Рес­пуб­ли­ки Беларусь Виктором Бабарикиным. Похоже, сейчас в Минск вас может заманить только он?

— С Виктором Владимировичем мы классно сработались. Программа «Дым над водой» для меня уникальна. С таким же уважением отношусь к оркестру Иосифа Жиновича, с которым в свое время сделали не одну программу. Сольный концерт? Давайте ждать вместе! Сейчас немного разгребусь и, думаю, ближе к осени устрою концерт в Минске. Понимаете, выступать дома очень ответственно и трепетно. Поэтому хочется хорошо подготовиться, ведь последний раз давал авторский сольник десять лет назад.