Образование Новость дня

Каждому по труду

01-01-01-35Швеи и парикмахеры, отделочники и секретари: в Минске остались только 4 отделения при колледжах, где школьники могут без отрыва от уроков освоить рабочую профессию. Охотно ли идут туда дети?

01-01-03-35В Беларуси профессиональная подготовка школьников была организована с 1970 года. Профориентацией и трудовым обучением ребят занимались учебно-производственные комбинаты (УПК). Их посещение стало неотъемлемой частью учебной программы. Подростки осваивали рабочие профессии, получали квалификацию. Впоследствии для некоторых это становилось тем самым образованием, которое позволяло работать на производстве.

В 2013 году в результате оптимизации количество УПК сократилось до 4 (до этого в каждом районе столицы был свой). Их присоединили к учреждениям профессионально-технического образования. После чего они сменили имя — стали отделениями допрофессиональной и профессиональной подготовки (ДиПП).

Директор Минского государственного профессионального лицея № 14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания Александр Коваленок рассказывает, что УПК выполняли очень важную социальную функцию — помогали школьникам определиться с будущим призванием:

01-01-02-35— Посещая учебно-производственные комбинаты, ребята знакомились с перечнем профессий, могли попробовать себя в каж­дой. А потом два последних школьных года целенаправленно обучались по выбранной.

В 2013 году бывший УПК Заводского района стал отделением этого лицея.

— В наследство нам досталась и изрядно устаревшая материально-техническая база учебных кабинетов. По современным меркам это лишь 5 % того, что необходимо для качественной подготовки учеников востребованным профессиям, — говорит Александр Коваленок.

Кроме того, здание нынешнего отделения с 1956 года ни разу капитально не ремонтировалось.

Пользуются ли образовательные программы бывших УПК популярностью у нынешних школьников? Чтобы это выяснить, направляемся в такое отделение лицея № 14.

Если у одних учеников пятница — обычный школьный день, то у других — трудовой.

— Сегодня здесь занимаются группы из школ Заводского и Партизанского районов. Мы предлагаем им обучение по профессиям «слесарь-ремонтник», «слесарь по ремонту автомобилей», «швея», «мастер отделочных работ» и другим, — рассказывает заведующая отделением ДиПП лицея № 14 Елена Друпова.

Один раз в неделю вместо школы ученики 10-х и 11-х классов посещают отделение. Занятия длятся 6 часов.

— К 11-му классу мальчики и девочки осознают необходимость дополнительных трудовых навыков, в 10-м же часто меняют выбранное направление. Мы всегда идем навстречу, — говорит Елена Александровна.

Например, мальчишки изначально выбрали специальность «слесарь по ремонту автомобилей». Как говорится, начали за здравие, пока спустя два месяца в рамках практического обучения не попали на СТО. После этого специальность решили поменять. «У меня же руки все время грязные!» — привел весомый аргумент парень.

Отделения ДиПП проводят профессиональное обучение учащихся 10-11-х классов, помогают с профориентацией школьникам 8-9-х классов.

Заходим в кабинет, где идет подготовка сек­ре­та­рей-делопроизводителей.

— Профессия хорошая, класс оборудован факсами, принтерами, есть несколько компьютеров, чтобы девочки отрабатывали навыки работы с офисными программами и электронной почтой. Изучают секретарское дело, ведение документации, азы специалиста отдела кадров, — говорит мастер производственного обучения Наталья Силенкова.

В дальнейшем большинство девушек идут в вузы на экономические и юридические дисциплины.

— У них развиваются профессионально значимые качества: терпение, усидчивость, организованность. Они знают нормативную базу и владеют навыками быстрого набора текста, — уточняет мастер. — В итоге получают свидетельство государственного образца о присвоении профессии.

Екатерина Олехнович, ученица СШ № 108, вспоминает:

— Однажды в школе объявили о том, что учеников могут обучить определенным профессиям. Для нас это оказалось хорошей возможностью. Некоторые хотели стать поварами или стилистами, но пойти в профтех после 9-го класса не решались: сложился стереотип, что туда идут слабоуспевающие.

Катя по окончании 11-го класса планирует поступать в вуз. Говорит, делопроизводство — прекрасная база, которая уже по­мог­ла: девушка работает менеджером.

— Все школьники умеют пользоваться компьютером. Но знают ли они программы, которые потребуются в профессии? Пару лет назад считала, что ученику предопределено подрабатывать лишь официантом. Нужно верить в свои силы. Если есть стремление и талант, тебя заметят, — говорит ученица.

Навыки швейного мастерства отрабатывают в соседней мастерской.

— За два года школьники научились шить одежду, умеют ее ремонтировать, — замечает мастер производственного обучения Елена Вашкевич. — Мы им присваиваем 2-й разряд. Сейчас, к слову, пересматриваем программу, планируем выдавать и 3-й. С такими навыками многие устраиваются на работу на швейные производства, впоследствии становятся дизайнерами.

Сегодня девочки соревнуются на время в пошиве кухонных прихваток. Летом оттачивали мастерство на практике — работали в пунктах по ремонту одежды. Таня Канунникова с работой справилась быстро.

— Моя бабушка была рукодельницей. А меня в школе этому практически не обучали — даже пуговицу не могла пришить. Мечтала сюда попасть. И обрадовалась, когда узнала, что есть свободные места. На кулинарию тоже была огромная очередь, толпы желающих, ребята просто бились за места, — улыбается Таня. — Нас всему обучают с нуля. Уже смастерила несколько фартуков, наволочек. Не вижу сложностей в том, чтобы совмещать занятия в школе с трудовым обучением здесь. Во-первых, это отнимает не так много времени, во-вторых, даже как-то успокаивает. А в будущем хочу стать врачом. Удивительно, в моем классе есть немало мальчишек, которые тоже захотели научиться шить. Ходим на занятия вместе, и у них все получается.

В остальных учебных кабинетах отделения тоже вовсю кипит работа: в одних будущие парикмахеры и визажисты оттачивают мастерство друг на дружке, в других мастера отделочных работ готовят трафареты для декоративного оформления стен…