Фотоальбом Евгения Коктыша

Хранитель ценностей

12-01-01-37Особое место в негласной табели о рангах телевизионщиков всегда занимали режиссеры-кинодокументалисты

12-01-02-37В начале 1990-х годов приходившие работать на телевидение неоперившиеся выпускники университета не только постигали каноны написания сценариев, основы монтажа, многоступенчатую систему подачи заявок на транспорт, работу студий и видеоаппаратуру. Немаловажным было усвоение негласных, неписаных правил субординации. Причем в местной табели о рангах главенствовали… нет, не руководитель телекомпании, не секретарь парт­кома и не профсоюзный лидер, а работники подразделения под названием «Телефильм». Именно им выделялось невиданное, на наш детский взгляд, финансирование. За «Телефильмом» закреплялись лучшие телеоператоры, бесконечные рабочие смены монтажных и просмотровых аппаратных. И только там главным человеком, отвечающим за конечный результат, был не журналист, а режиссер!

Режиссеров «Телефильма» знала вся студия, но мэтров выделяли особо. И главным среди них был Владимир Орлов — человек, снявший более сотни документальных и музыкальных фильмов о хорах профессиональных и самодеятельных, о знаменитых на весь Союз ансамблях, фильмов-концертов с участием известных исполнителей. Именно Орлов запечатлел для современников и потомков галерею выдающихся людей, среди которых космонавты, ученые, бизнесмены, известные музыканты Зиновий Бабий, Геннадий Цитович, Евгений Глебов, Владимир Мулявин, Михаил Финберг. Орлов работал со знаменитыми кинорежиссерами Львом Голубом, Владимиром Корш-Саблиным, Александром Гутковичем. Это общение с корифеями отразилось на его режиссерской деятельности. В подборе исполнителей для художественных фильмов, в детальном продумывании оснащения съемок, в невероятных караванах, перевозивших «на натуру» для первого белорусского телесериала «Проклятый уютный дом» людей, костюмы, декорации. И среди всего этого антуража выделялся сухощавый, поджарый и страшно деловой Мастер.

12-01-03-37Владимир Александрович и теперь работает в кинодокументалистике, и наше знакомство остается на прежнем уровне: я его знаю, он меня, скорее всего, — нет. Причем знания мои об Орлове стали значительно глубже. Из книг, написанных Владимиром Александровичем, можно почерпнуть сведения о его друзьях — людях, принесших славу белорусской культуре, о его текстах к музыке, в числе которых известная старшему поколению «Дом мой — столица» с трогательными словами «Всё, как когда-то, мостик горбатый. Близко и так далеко…», и стихи, положенные на дивную мелодию танго Евгения Глебова.

Биографию Владимира Александровича дополняют снимки Евгения Коктыша. На них Орлов — заботливый отец и любящий муж, друг и работодатель актеров. Собеседник писателей. Строгий член жюри и галантный кавалер прекрасных дам. А в целом — бесконечно преданный любимому делу, городу, стране, семье и друзьям талантливый человек.

12-01-04-37Владимир Орлов снял более 100 документальных лент, многосерийный телевизионный фильм «Проклятый уютный дом». Автор книг, посвященных людям искусства, текстов к музыке композиторов Евгения Глебова, Евгения Гришмана.