Календарь

«
Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Популярное в номере

Школьная мелодия

«Дети, фыркаем, как ежи. Так… Теперь раскрываем широко рот, как у крокодила. Молодцы! Помычим, как коровы!» С такого упражнения начинает занятие хора учитель музыки и вокала школы № 53 Ольга Махитко

08-01-02-52По команде педагога малыши делают глубокий вдох, широко раскрывая рот. Кто-то не сдерживается и оканчивает упражнение сладким зевком.

— Едет воз без колес… Поднимаем звук вверх. Едут-едут сани… — напоминает детям куплет Ольга Николаевна, кивая концертмейстеру. Та начинает играть, и дети подхватывают мелодию.

— Альты вступают первыми, сопрано пока ждут, — раздает обязанности классу педагог.

Первые сидят по правую сторону от учителя, вторые — по левую. И ждут команды дирижера. Взмах руки — и хор зазвучал. Разрозненные задорные детские голоса в один миг упорядочились, стали послушными.

Легко ли пробиться юному таланту на сцену? Учитель музыки, финалист городского конкурса «Столичный учитель — столичному образованию» Ольга Махитко считает: научить петь можно любого ребенка, но солистом быть не каждому. Вокал и музыку Ольга преподает 12 лет и все это время занимается тем, что выявляет способности даже у самых, казалось бы, не способных к музыке и пению детей.

В 1999 году в школе открыли театральное направление, сложились творческие коллективы. Вокал, хореография и актерское мастерство шли рука об руку с основным учебным процессом. Поэтому учреждение покидали всесторонне развитые выпускники. Эстетический уклон по сей день сохранили. И если ранее ребята по желанию выбирали направление, шли в соответствующий класс, то теперь вся начальная школа по программе обязательно ­поет, танцует, играет на сцене. А если есть желание, то творчество можно продолжить и в старших классах.

О пении и любви к нему

— Эстетическое направление сейчас популярно как никогда. Особенно в отношении вокала. Это стало модным. Все хотят участвовать в известных шоу, таких как нашумевший «Голос». Но туда не так просто попасть. Мы с воспитанниками пробуем, ездили на кастинг. Всегда есть тот, кто лучше, и это надо понимать. Поэтому важны не только дар, но и кропотливая работа, желание, а также материальные возможности родителей, — говорит Ольга Махитко.

08-01-03-52— Вы теперь прослушиваете всех, кто поступает в школу. Много голосистых детей?

— Хватает. У нас обыкновенное учреж­дение образования. Большинство родителей приводят детей в первый класс и даже не догадываются, что у чада есть талант. К слову, он у каждого свой. Думаете, научить петь невозможно? Еще как возможно! Ребенок будет заниматься в хоре, а в будущем петь и чисто интонировать. Может, не станет солистом, но петь будет. Другое дело, что для сольного исполнения нужны еще и определенные черты характера, должна быть харизма, а голос — подаренный богом. Это сразу слышно. Хорошо поющих детей много, а особенно поющих — единицы. Хор полезен младшим школьникам. Из любого, самого скромного ребенка можно сделать уверенного в себе и своих способностях человека. Дети раскрепощаются, втягиваются и без музыки не могут потом жить.

О традиционных уроках музыки

— Я веду уроки музыки у учеников ­1-4-х классов. Это общее эстетическое образование, которое, бесспорно, необходимо. Программа занятий насыщенная и информативная, на мой взгляд, не совсем посильная для маленьких школьников (раньше предмет «Музыка» был до 7-го класса. — Прим. авт.). На одном уроке проходим симфонию, на другом — балет, на третьем — оперу… И этот интенсив непросто уложить в головы детей, чтобы в будущем в нужный момент они смогли воспользоваться информацией и знаниями, например, придя впервые в театр. Поэтому многое зависит от педагога: сколько бы ни было теории, ее нужно подавать ребенку в доступной форме. Если проходим симфонию, то обязательно в качестве примера даю послушать самое яркое произведение.

— Мы в детстве разучивали «Солнечный круг», пели «Купалінку». Какой репертуар у современных школьников?

— Пению в нынешних программах уделяется меньше времени. Нет навязывания конкретного репертуара, есть лишь рекомендации. Учитель вправе сам выбрать, что исполнять детям. Маленькие школьники, как ни странно, любят белорусские песни, народные. Они очень харáктерные, например «Як пагнала бабуленька куранятак пасці…». Мы танцуем, хлопаем, топаем. Театрализованная музыка воспринимается легко, и белорусский язык не становится для них иностранным. С удовольствием поют произведение композитора Георгия Струве «Беларусь мая». Это очень старая песня. Классику в основном слушаем. И дети умеют ее чувствовать, они очень эмоциональные. Наша задача — развивать их чувственный мир. Я от них требую эмоций. Поем песню про мышку, значит, ребята берут на себя эту роль: сидят в норке и строго пальчиком коту грозят. Сложнее работать с подростками. Если они не увлечены музыкой с первых классов, то вызвать эмоции у них трудно — они стесняются.

— В Китае всех школьников учат играть на музыкальных инструментах, и это определяет резкий скачок в их общем образовательном уровне. Какая здесь связь?

— Расскажу на примере моей семьи. Дочь с ранних лет занимается с логопедом. Ей нужна помощь, чтобы развивалась моторика. Это влияет на скорость мышления, интеллект. И здесь поможет музыкальный инструмент, который улучшает координацию движений, тренирует пальчики. Когда к нам приходят на прослушивание первоклашки, некоторые не могут прохлопать ритм ладошками — не попадают. Занятия музыкой — это усидчивость: попробуй выучить ноты, а потом по ним сыграть! Это еще и формирование души. Всегда говорю: музыка воспитывает не музыканта, а человека.

— С какого возраста следует обучать ребенка игре на инструментах?

— В музыкальную школу раньше шести лет не берут. Бывает, с пяти, но это одаренные ребята.

О призвании

— У меня диплом Белорусской государственной академии музыки. По специальности я хоровой дирижер. Никогда не думала, что буду работать в школе. На третьем курсе по совету своего преподавателя решила попробовать. Теперь могу профессионально обучать детей пению. Они приходят на занятия, просто поют в свое удовольствие, потом становятся победителями престижных конкурсов. Мою ученицу Анастасию Кравченю наградили премией Мингорисполкома.

— У вас замечательный голос, вы артистичны и харизматичны. Все сходится, для того чтобы выйти на эстраду…

— Мне интересно общение с детьми — это постоянная живая и честная энергия. Они открыты. Ты их любишь — они тебя любят. Уважаешь их — они тебя уважают. Моя самореализация — в них, в их результатах. Музыка меня сопровождает с утра до ночи, прихожу домой в 20:00 и ухожу в школу в 8:00. Никто из родственников не слышал, как я играю и пою. Зато выступления моих воспитанников собирают просмотры на YouTube, ребят показывают по телевидению. Я не устаю от работы, могу быть строга на уроках, но никогда не злюсь на детей. Они должны быть живыми, а не сидеть, как болванчики. Только профессия педагога позволяет реализоваться в судьбах других людей тысячекратно, мы всегда молоды.

Сейчас практически не осталось бюджетных вокальных конкурсов. Везде за участие приходится платить. А это от 40 рублей и выше. Чтобы попробовать свои силы в отборе на «Евровидении», нужна конкурсная песня. А заказать ее у композитора не по карману большинству родителей.

17.05.2017 ,