Образование

«А» упала, «Б» пропала

Если дети не хотят учиться, взрослые бросаются из крайности в крайность: заставляют, наказывают или пускают все на самотек

— Ко мне часто обращаются мамы, которых волнует отсутствие у ребенка интереса к учебе, — рассказывает психолог Минского городского цент­ра социального обслуживания семьи и детей Светлана Назаренко. — Когда начинаем разбираться в ситуации, нередко выясняем: родители в своем контроле перегибают палку. В итоге у их чада возникает отвращение к учебе.

— Допустим, до 6-го класса мальчик учился хорошо, а потом откровенно заскучал… Акробатику любит, а математику — нет. Что посоветовать родителям?

— Снижение мотивации в 6-7-м классе может объясняться подростковым кризисом. Что делать родителям? Не наседать. Поддержать. К сожалению, многие взрослые забыли, что такое психологическая поддержка. Для них главное — накормить, одеть, обуть. Они ориентируются на некие расхожие стандарты успешности и огорчаются, если сын или дочка им не соответствуют.

— Ситуация: вместо того чтобы делать уроки, ребенок смотрит в окно или что-то рисует в тетрадке. Мамы-папы теряют терпение, и нередко все заканчивается скандалом.

— Вот аналогичная ситуация: вы собрались испечь пирог, замесили тесто. Тут к вам подошел доброжелатель и стал отчитывать: кулинар вы никудышный, к тому же орехи забыли положить. Неприятно? Вот и школьник морщится, когда рядом нависает недовольная мама, которая концентрируется на его промахах. Одна восьмилетняя девочка сказала: «Уроки придумали для того, чтобы поссорить мам и детей». Действительно, когда ребенок в очередной раз слышит: «Почему у тебя все буквы кривые?» — он ощущает свое несовершенство, а позже и вовсе смиряется с этим. На групповых занятиях с элементами тренинга для мам мы разыгрываем ситуации, связанные с выполнением домашнего задания. Одни играют роль детей, другие — родителей. Нужно видеть глаза мам, которые наконец поняли, что чувствуют дети, когда их критикуют за неаккуратное письмо.

Между похвалой и поддерж­кой огромная разница. Когда родители говорят: «Какой ты молодец», они транслируют условную любовь (оценочную). Однако гораздо важнее поддерживать и принимать ребенка таким, какой он есть, — демонстрировать любовь безусловную и безоценочную. И при этом нужно обращать внимание на конкретные достижения своего сокровища: «В этот раз ты сам, без подсказки вспомнил про красную строку!» или «Так быстро ты еще не решал задачи!» Говорите сыну или дочери о своих ощущениях: «Горжусь тобой!», «Мне так приятно это видеть!»

— А если ребенок пишет неаккуратно и говорит, что ему лень стараться?

— Тогда обращайтесь к его образному мышлению, переводите занятия в игровую форму, например: «У тебя цифры убежали» или «Ты — хозяин букв, а они у тебя расшалились». На мой взгляд, родителям не хватает гибкости. Дисциплина, безусловно, нужна. Но не переусердствуйте. Ваша сила должна быть мягкой, и очень важно, каким тоном вы разговариваете — как любящий человек или как жесткий цензор. А к ответственности и самостоятельности нужно приучать с детства. Постепенно. И не следует помогать ребенку на каждом шагу. Нет ничего хорошего в том, что мамы затачивают карандаши и собирают ранец пятикласснику.

Есть и еще один момент: взрослые редко прислушиваются к своему сердцу, но слишком часто исходят из модных стереотипов. Например, однажды ко мне привели на консультацию детей из одной семьи, которые занимались в 7 (!) секциях. Только так они могли заслужить любовь своего отца… Складывается ощущение, что папы и мамы растят армию маленьких взрослых. Не нужно забирать у ребенка детство, пусть он наиграется. И при этом надо научить его обходиться без нас. Ведь лидер не тот, кто бежит впереди паровоза, а тот, кто идет по своему пути.

Психолог советует: следует не ругать ученика, а находить повод, чтобы сказать: «А вот эта буква четкая, красивая». Если ребенок пишет в черновике, можно обвести удачные буквы. И вы увидите — школьник даже плечи расправит от собственной значимости.