Партизанский район

Центр притяжения

Как в Дошкольном центре развития ребенка № 26 города Минска родителям помогают избежать ошибок в воспитании

Современное бытие таково, что даже в самых благополучных семьях ребенок не получает внимания во всем объеме. Работающие родители, трудящаяся и потому молодящаяся бабушка, болезненный дед… А еще препятствующие общению блага цивилизации: зачем сказка на ночь, если есть диски; зачем совместное приготовление кашки, если есть быст­рорастворимая смесь; зачем горшок, если есть памперсы. В результате — походы к врачам, дескать, ребенок нелюдим, замкнут в себе. Оказывается, есть, в нашем случае коллективная няня, именуемая Дошкольный центр развития ребенка № 26 города Минска.

За маму

У заведующей Лилианы Стрельской на последний день мая назначено собрание тех родителей, чьи дети придут сюда в сентябре.

— Разговор пойдет о самом, казалось бы, простом, — поясняет Лилиана Геннадьевна. — Я расскажу о системе нашей работы, требованиях к подготовке ребенка. В один день малыш не научится пользоваться горш­ком, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, но хотя бы показать ему, как это делать, надо. Потом мы научим его мыть руки, чистить зубки, одеваться, пользоваться туалетом, полотенцем. Тем более что развивающего инвентаря для этих целей много. Если раньше мы на черные лоскуты пришивали красные пуговицы и делали петли, чтобы дети учились застегивать, то теперь таких игрушек масса: с пуговицами, липучками, молниями, шнурками… Мы показываем, как пользоваться столовыми приборами, учим правилам поведения за столом, работе с ножницами, бумагой, тканями. Есть три летних месяца, за это время деток следует при­учить к ранним подъемам, помочь выстроить режим, чтобы не спешить, отводя в центр ребенка. Иначе он будет чувствовать сует­ливость мамы и начнет нервничать.

Дошкольный центр развития ребенка № 26 является базовой площадкой для педагогического университета имени М. Танка, активно принимает у себя слушателей Академии последипломного образования, тесно сотрудничает с городским институтом развития образования, является республиканской инновационной площадкой по патриотическому воспитанию.

За папу

Отцам полагается приучать деток к физическому труду, спорту, прогулкам на природе, любви к точным наукам. В общественном мнении папа часто предстает или чрезвычайно занятым добыванием хлеба насущного, или лежащим на диване у телевизора. На самом деле они бывают разные, но объединяет их нехватка времени на достойную воспитательную работу. Поэтому дошкольный центр функции мужского воспитания относит к разряду главных.

Во-первых, на огромной, поч­ти в полтора гектара территории центра с вековыми деревьями, кустарниками, дорожками есть возможности для пеших походов, а многочисленные горки, тоннели, спуски, лестницы, турники для малышей — вполне достойные для покорения вершины. Во-вторых, здесь есть целые мастерские с инструментами плотников, столяров, слесарей. В-третьих, спортивный зал и плавательный бассейн очень быстро превращают боязливых малышей в крутых ребят.

— В 2011 году мы вошли в пятерку лучших учреждений Минска, заняли первое место в городском конкурсе по организации здоровьесбережения детей и остаемся на этом уровне, — говорит заведующая. — Особенно впечатляют достижения наших воспитанников в плавании. Детки могут плавать одетыми, без учас­тия рук, вроде как связанными. Они сами в воде снимают одежду, учатся дышать под водой. Могут в маске плавать, несколькими стилями владеют. Это и здоровье, и безопасность.

За бабушку и дедушку

Каждая пятница здесь — белорусскоязычный день с общением, песнями, сказками на родном языке. Но сказки ребятам не рассказывают, их ставят — с декорациями, костюмами, зрителями и артистами.

Дети не только посещают городские музеи, но и организовывают свои, для чего приносят кувшины, корзины, бабушкино вязание и собственные картины, поделки. Возле стендов работают маленькие экскурсоводы с указками и конспектами, написанными пока не буквами, а рисунками. Кстати, походы в городские музеи выявили отсутствие методик проведения экскурсий для дошкольников. Совместно с педагогами центра для некоторых экспозиций они уже составлены.

Метод же ведения конспектов при помощи пиктограмм пригодился малышам в их «научной» работе. В центре есть своя лаборатория, белоснежные халатики для «научных сотрудников» и бейджи с их именами. Темы для исследований возникают сами. Для ребенка ведь все внове — свойства воды, песка, металла, воздуха. Брызнул озорник Федор Филиппов соком на скатерть и поразился цвету пятна. Стал экспериментировать с другими соками и овощами, определил самые яркие и бесцветные, зарисовал. Центр послал работу на конкурс, где Федя вышел победителем. А сладкоежка Жанночка Колодка решила наладить свое производство конфет, для чего заморозила сок, но он не стал леденцом, растаял. Пришлось привлечь на помощь взрос­лых, чтобы сварить сахарную карамель с различными вкусовыми добавками и открыть для себя секрет кристаллов. За что и пришла к девочке победа в конкурсе, а центру — слава и гранты от Мингорисполкома для продолжения детской исследовательской деятельности.

Педагоги центра твердо уверены: растущему интеллекту нужно как можно больше информации. Поэтому кроме музейного направления они налаживают час­тые встречи с ветеранами. Дедушки с орденами — любимцы ребят. Воспитанники центра знают, кто такой Марат Казей, и несут цветы к его памятнику. В походах «Простейшего туризма» бывают на площади Победы, рассматривают камень в честь партизанского парада на излучине Свислочи, узнают о людях, в честь которых названы улицы Минска.

Кто они, эти достойные помощники семьи, создатели комфортной атмосферы для маленьких граждан района, авторы и исполнители идей, инновационных проектов, экспериментаторы, знатоки и носители огром­ного опыта педагогической науки? Естественно, это руководители учреждения, воспитатели, учителя музыки, хореографы, тренеры, нянечки и, конечно же, те самые, якобы чрезмерно занятые родители! Их вовлекают в воспитательный процесс, они становятся активистами и энтузиастами.

У педагогов разный стаж работы — от года до 30 лет, разные квалификационные категории, творческие подходы. Но цель одна: воспитание, забота, защита нашего будущего — детей.

Дошкольный центр развития ребенка № 26 — обладатель многочисленных дипломов, призов, грантов. Коллектив — победитель 1-го международного конкурса авторских разработок в области дошкольной педагогики, проходившего в Москве в сентябре прошлого года. Заведующая Лилиана Стрельская — отличник образования Республики Беларусь.