Факты. Анализ. Комментарии

Шаги в будущее

Проблемы социально-экономического развития страны и поиски их решения в приоритете у органов власти. На них акцентирует внимание Глава государства Александр Лукашенко. Сегодняшние комментарии и оценки посвящены перспективам развития научно-технического сотрудничества Беларуси с другими странами, предстоящим поправкам в Кодекс об образовании и изменениям в налоговом законодательстве

  Михаил Мясникович, председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси:

— Страны Центрально-Европейской Инициативы (ЦЕИ) вносят заметный вклад в формирование торгово-экономического сотрудничества Беларуси. В частности, по итогам 2016 года на их долю приходилось 15,5 % общего товарооборота внешней торговли республики и 18,3 % экспорта. При этом основными инвестиционными партнерами Беларуси по Центрально-Европейской Инициативе выступают Австрия, Польша, Украина и Чехия. В 2016-м в реальный сектор белорусской экономики из 17 стран поступило иностранных инвестиций в сумме более 800 млн долларов (почти 10 % в общей сумме поступлений), в том числе прямых инвестиций — 635 млн долларов.

Большие ожидания связывает Беларусь с научно-техническим сотрудничеством, используя потенциал ЦЕИ. Пока результаты более чем скромные, хотя еще в 2009 году мы открыли в Академии наук Научный центр вторичной сети ЦЕИ, выполнялись пусть эпизодические, но актуальные совместные научные исследования. Надо было бы ответственным структурам исправлять этот недостаток. Потенциал для этого у стран — участниц инициативы имеется. Например, по индексу экономики знаний Беларусь занимает 58-ю позицию почти из 150 стран.

Не могу не затронуть актуальную сегодня в мире тему цифровой трансформации. Беларусь может выступить площадкой, интеллектуальным полигоном для сотрудничества партнеров ЦЕИ в IT-индустрии. У нас есть для этого опыт и знания. Информатизация является национальным приоритетом Беларуси. Так, приняты Стратегия и Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы. Важно усилить многосторонний трек взаимодействия на площадке ЦЕИ между нацио­нальными столицами. Мы могли бы активнее использовать эту площадку для содействия проектам, затрагивающим страны региона в транспорте и логистике, энергетике и IT, образовании и культуре. Это укрепило бы региональную компоненту нашего партнерства.

Не может не вызывать у нас обеспокоенности тот фактор, что теряется динамизм в европейском региональном сотрудничестве. Раньше этому мешали санкции. Сейчас иная реальность, а заметной активизации сотрудничества не происходит. Беларусь закрывает образовавшиеся ниши, активно работая с Российской Федерацией, Китаем, Индией. У нас с этими странами имеются большие со­вместные государственные и региональные программы. Например, с Россией мы проводим уже четвертый Форум регионов с участием глав наших государств, благодаря которому устанавливаются прямые деловые контакты, идут дискуссии о путях повышения эффективности двустороннего и регионального сотрудничества. А можно было бы подобные мероприятия организовать с Польшей, Италией, Болгарией, Австрией и другими странами. И здесь весомую роль могут сыграть парламентарии ЦЕИ.

Беларусь готова совместно участвовать в реализации глобальных мировых проектов. Так, Китай активно развивает инициативы проекта «Один пояс и один путь». Идет поиск, формирование и продвижение новой модели международного сотрудничества. Предлагаю обсудить возможность участия в нем ЦЕИ. Тогда мы сможем в полной мере говорить о большем продвижении со­вместимости Европы, Евразии и Китая, а не конкурировать между собой. Политика тарифных и нетарифных ограничений, санкций и других барьеров не имеет перспективы.

Василий Жарко, заместитель премьер-министра Беларуси:

— Принимая решение о времени начала занятий в школах, необходимо думать о здоровье нашего будущего поколения. Как педиатр говорю: ребенок младших классов должен спать минимум 10 часов, средних — 9, старших — 8 часов. Во сколько наши дети ложатся? Во сколько наши внуки ложатся? Во сколько мы можем их положить? Если ребенок приходит, не выспавшись, а еще занятия поставили сразу сложные, идет волнение, стресс, знания не усваиваются. Пик наилучшего усвоения школьной программы приходится на 10:30-14:00. В ближайшее время рациональный механизм изменения режима работы школ будет выработан. Необходимо учесть все аспекты: организацию подвоза и питания детей, занятия в кружках и секциях, обучение во вторую смену и другие. Планируется, что часть школ, где есть вторая смена, будет начинать занятия в 8:30. Учебные заведения, которые работают в круглосуточном режиме, — спортивные, кадетские, суворовские — расписание менять не будут.

В этом году будут выработаны предложения по совершенствованию правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения. По моему мнению, тестирование является справедливым способом отбора, поскольку все абитуриенты находятся в равных условиях. И, я думаю, эту систему ломать не надо. Возможно, следует пересмотреть подходы к приему на заочную форму обучения, подумать о молодых людях, отслуживших срочную военную службу. Правительством создана межведомственная рабочая группа по этому вопросу, которая к 1 сентября 2017 года внесет свои предложения.

Есть проблема шаговой доступности учреждений дошкольного образования. Правительством утвержден план мероприятий, там указано, где и сколько будет построено детских садов. К 2020 году эта проб­лема будет закрыта. В прошлом году в Беларуси построены 12 учреждений дошкольного образования на 2 670 мест, в текущем году планируется ввести в эксплуатацию еще 14 детсадов на 2 600 мест. Мы последовательно решаем проблему совершенствования дошкольного образования. Беларусь является лидером среди стран постсоветского пространства по охвату детей от 1 до 6 лет дошкольным образованием. 100 % детей пятилетнего возраста охвачены подготовкой к школе.

Татьяна Ковальчук, заместитель начальника управления прямого налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций МНС:

— В последние годы правительство нацелено на поддержание стабильности налогового законодательства. Законы, которые часто меняются, весьма отрицательно действуют на психологию налогоплательщика, порождают недоверие к государству и способствуют уклонению от налогов. Несомненно, законодательство о налогах должно изменяться в соответствии с экономическими обстоятельствами, однако общие, концептуальные положения должны оставаться неизменными, и внесение корректив не должно носить «каждодневный» характер. Именно поэтому налоговое законодательство сегодня, как правило, лишь шлифуется. И если говорить о более-менее значимых изменениях, то их достаточно мало.

В частности, налоговым кодексом предусмотрен переход в определении налоговой базы земельного налога от кадастровой стоимости в долларах США к кадастровой стоимости в белорусских рублях: в статью 195 Налогового кодекса внесено изменение, в соответствии с которым с 1 января 2017 года налоговая база земельного налога (кадастровая стоимость) определяется в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога. Кроме того, установлено, что налоговая база земельного налога на 1 января 2017 года для исчисления и уплаты земельного налога в 2017-м

определяется по видам функцио­нального использования земель в следующем порядке: для жилой усадебной зоны (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы), общественно-деловой, производственной и рекреационной зон — в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка, установленному на 1 января 2016 года, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен; для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату ее кадастровой оценки. Ставки налога, установленные в белорусских рублях, проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции. Одновременно пересчитаны и установлены новые границы кадастровой стоимости для применения ставок земельного налога, установленных в белорусских рублях.

В Беларуси с 2010 года численность детей в возрасте до 18 лет увеличилась на 95 тысяч человек (на 5,4 %) и составила на 1 января 2017 года 1,852 миллиона, сообщили в Национальном статистическом комитете.

В стране насчитывается 813 тысяч детей в возрасте до 6 лет (43,9 %), 766 тысяч — в возрасте 7-14 лет (41,4 %), 273 тысячи — в возрасте 15-17 лет (14,7 %).

В прошлом году в Беларуси родились 117,8 тысячи детей, что на 9,7 тысячи новорожденных больше по сравнению с 2010-м. Ежегодно мальчиков рождается больше, чем девочек. Так, в 2016 году на свет появились 60,6 тысячи мальчиков и 57,1 тысячи девочек.