Культура и История

Поверь Вермееру

Летом богема путешествует, набирается впечатлений, обостряет все органы чувств. Художники, к примеру, припадают к истокам: один — в Беларуси, другой — в дальних странах…

Говорим «Голландия» — и сразу видим ветряные мельницы, тюльпаны, селедку и сыр, башмаки-кломпы, страну, расчерченную каналами, как тетрадный лист, амстердамские сказочные дома и жемчужину в нежном ушке девушки на самой известной картине Вермеера… Это наши ассоциа­ции. А каковы они у других?

Художественная галерея Михаила Савицкого открыла лето игрой в ассоциации в богатом по содержанию и очень лаконичном по форме выставочном проекте «Мост. От Рембрандта до Аппеля». Пятеро белорусов провели недельку в Нидерландах и выстроили арт-мост между нашими странами, культурами и временами. На живописных полотнах, на фотоснимках и в инсталляциях нет ни тюльпанов, ни каналов, но — поразительно! — они там есть.

Такова магия искусства. Она стала возможной потому, что возглавлял пятерку Анатолий Кузнецов — большой мастер беспредметной живописи, умеющий выявлять скрытую гармонию вещей. Команду собрала его жена — известный живописец Ирина Кузнецова. В группу вошли молодые ученицы Анатолия Васильевича: графический дизайнер и фотограф Анна Петруша, живописец Александра Пугачева, которая продолжает учебу в Гаагской академии искусства, и мастер визуальных искусств Алексей Кузнецов. Маршрут проложили сами. Поездка состоялась в рамках проекта Евросоюза Моsт, направленного на расширение профессиональных контактов между гражданами ЕС и Беларуси.

— Почему Нидерланды? — переспрашивает Анатолий Кузнецов. — Наверное, из любопытства. Страна небольшая, ее можно пересечь с юга на север за три часа. В Голландии — так называют Нидерланды, хотя это только ее часть — ранее я не был. И оказалось, что для меня это самая что ни есть экзотика. Мы побывали в парке Кёкенхоф, увидели такое количество тюльпанов, которыми, наверное, можно опоясать земной шар. В Амстер­даме попали на национальный праздник

Читайте также:  Сюда ходи

День короля: люди оделись во все оранжевое, пели, дурачились, веселились… Голландию называют разлинеенной, клетчатой страной, и это верно: она вся в четко прочерченных каналах. В то же время Голландия разная: здесь и суперсовременная архитектура Роттердама, и старинный уют Утрехта… Хотел бы я вернуться туда? Да, разумеется. Но не мотаться по стране, а посидеть недельку в Утрехте, например. Прочувствовать быт, почувствовать голландцев, уловить настроение города…

Конечно, все музеи творческая пятерка не обошла и не объехала, но подлинники Рембрандта, Вермеера, Брейгеля, Ван Гога, Мондриана, Эшера, Аппеля увидела. Почерк великих голландцев повторила в своих инсталляциях Ирина Кузнецова. Но, если говорить в целом, в работах обоих Кузнецовых, Петруши и Пугачевой главными стали города Нидерландов — их самодостаточная, не подстраивающаяся ни под что культура.

Игру в ассоциации поддерживает на выставке видеофильм Алексея Кузнецова The Farside. Лента сопровождается комментарием на несуществующем (!) языке невидимых героев, правда, есть титры на русском. Фильм ведет зрителя через города и парки Нидерландов к собственным чувствам и переживаниям.