День с «Курьером»

Местный рельеф

Однотонные серые фонарные столбы в центре Минска приобрели яркий акцент — орнамент, повторяющий рисунок слуцких поясов

В Центральном районе столицы презентовали новый арт-объект: металлические фартуки с релье­фом узора слуцких поясов на шести световых опорах на площади Свободы заменили аналогичными пластиковыми, на которых узор поясов художественно расписан.

Проект реализован по инициативе администрации Центрального района и при непосредственном участии Белорусской государственной академии искусств, КУП «Минская спадчина» и Мингорис­полкома. Соорганизатор мероприятия — Управление делами Президента Республики Беларусь.

В торжественной церемонии открытия расписных фонарных столбов приняли участие заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Юркевич, представители рес­публиканских и местных органов власти, деятели культуры и искусств.

— Идея такой росписи у многих вызывала сомнения, — сказал глава администрации Центрального района Игорь Бузовский. — Но люди, понимающие, что такое история и культура народа, смог­ли убедить, что сделать это необходимо. Этот проект поможет не забыть тот узор, который родился на нашей земле и составляет ее историческое достояние.

Игорь Бузовский выразил мнение, что эту инициативу было бы хорошо развивать, причем не только на территории Центрального района. Например, предлагать учащимся художественных учреждений образования выполнять роспись фартуков опор в качестве дипломных проектов.

— Мы поддержали идею, которая витала в творческих кругах Минска, — подчеркнул глава Цент­рального района. — Насколько эта роспись найдет поддержку в городе, покажет время. Пока отзывы, которые довелось услышать, сходятся на том, что это заслуживает внимания. Символы нашей страны нужно развивать, привлекать к ним внимание.

Академия искусств не только выполнила роспись фартуков, но и взяла на себя обязательства по дальнейшему поддержанию их внешнего вида. Новые фартуки выполнены из пластика, они устойчивы к воздействию городской среды, в том числе противогололедных реагентов. Это легкосборные конструкции, которые можно оперативно заменить в случае повреждения.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь историк Игорь Марзалюк, присутствовавший на открытии объектов, рассказал о символах, изображенных на опорах:

— Сверху — лист аканта. В ренессансной традиции он символизирует присутствие Христа. Узор на фартуке под ним символизирует древо жизни.

— Хотелось сделать из обычного столба что-то яркое, но вписывающееся в облик исторической части города, — рассказал студент Белорусской государственной академии искусств Александр Нестерович, молодой художник, который выполнил роспись фартуков. — Чтобы погрузиться в тему, перечитал множество литературы, шерстил Интернет. На работу ушло около месяца. Краска, которой раскрашены пояса, покрыта стойким лаком.

Как пояснил исполнитель росписи, из 6 фартуков, на которых в сумме 24 элемента с узором, 5 раскрашены одинаково в спокойных тонах, на 1 выполнена имитация бронзы.

В 1950-е годы декор фонарей на центральных улицах Минска, на фартуках которых выполнены рельефные мотивы рисунка слуцких поясов, был сделан по проекту первого директора Национального художественного музея Беларуси, первого белорусского художника-керамиста Николая Михолапа.