Первомайский район

С послом испанским говорить

Как раскрыть таланты учеников и вырастить победителей предметных олимпиад, что зависит от педагога, и что — от родителей, рассказывает учитель испанского языка 114-й школы Людмила Кожемякина

В день проведения традиционной ежегодной церемонии награждения одаренных школьников Первомайского района «Звезды третьего тысячелетия» свидетельства специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов, а также грамоты и благодарности администрации получили несколько десятков школьников, добившихся успехов на республиканских предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, в спорте и в искусстве.

Особо гордиться достижениями своих питомцев в тот день по праву могли две школы района — № 114 и № 73. Четверо из пятерых стипендиатов — воспитанники этих учебных заведений. О том, сложно ли искать и растить талантливых детей, рассказала учитель выпускников 114-й школы Александры Бабак и Павла Смирнова Людмила Кожемякина.

— Заинтересовать школьников своим предметом так, чтобы они с желанием шли на твой урок — вот задача учителя, — считает Людмила Геннадьевна. — Просто читать и переводить тексты на уроках иностранного, отвечать на вопросы — это не то, что требуется, время сейчас другое. Важно не просто учить язык, а создать систему знаний. И для этого совсем не требуется задавать детям неподъемные домашние задания. Ребенок же должен выполнить домашку не только по твоему, но и по остальным предметам. Все самое важное учитель должен объяснить на уроке! Думаю, педагоги нашей школы с этим справляются — ребята с удовольствием приходят не только на уроки, но и на факультативные занятия по субботам. А победители олимпиад — это высокомотивированные дети с нестандартным мышлением, с блеском выполняющие сложнейшие задания.

— В отличие от гимназий, школы не отбирают для себя учеников. Поэтому учителю порой приходится сложно, — признает Людмила Кожемякина. — Есть очень слабые дети, у которых нет никакой мотивации, никакого желания учиться. И рядом с ними — ребята, участвующие в олимпиадах республиканского уровня. Как же с ними заниматься? Отбирать, делить на группы слабых и сильных? Так поступать нельзя — это унижает достоинство ребенка, ведь дети моментально поймут причины такого разделения. Потому стараюсь как можно больше сделать на уроке, чтобы ученики практиковались в языке, чтобы слабые тянулись за сильными. Многое зависит и от семьи. Нельзя пускать учебу на самотек, за школьным процессом надо следить и, если понадобится, в чем-то помогать ребенку. Учеников начальной школы родители записывают во всевозможные кружки, водят их на занятия, а потом, когда приходит такой сложный переходный возраст, общение ограничивается кратким: «Уроки сделал?» И все. А ведь если ребенок не поймет какую-то одну тему, у него возникнут проблемы при изучении следующей, нарушится вся система знаний. И заметить это, помочь своевременно ликвидировать пробелы должны взрослые.

В минувшем учебном году 114-я школа сменила прописку, переехав из обжитого за полвека квартала в другой, «англоязычный» микрорайон. Были опасения, что уйдут в другие учебные заведения имеющиеся ученики, а новички потребуют изучать английский. Но первые дни приема документов в первый класс показали: дети в школу идут и их родители не возражают против испанского языка. Так что хочется думать: череда победителей олимпиад здесь не прервется.

Согласно статистическим данным, испанский — второй по популярности язык в мире после китайского. Он родной для 399 млн человек и распространен в 31 стране. Знают и ценят это, к сожалению, не все, так что единственная в городе и республике школа с углубленным изучением испанского от наплыва желающих изучать этот язык в последние годы, увы, не страдала. Сюда приходят учиться «по прописке» те, кто живет в соседних домах: талантливые и обыкновенные, заинтересованные в учебе и мечтающие о том, как прогулять урок.