Фотоальбом Евгения Коктыша

Кисть имущий

Каким бы романтиком ни был художник, в творчестве настоящего мастера всегда отражены важнейшие события жизни страны

   На полотнах Владимира Кожуха — тонкие, невесомые, парящие в небе красавицы. И даже сельские труженицы напоминают бабушек-сказительниц из детских фильмов. Белорусским пейзажам мэтра рукоплескали в Москве, Вене, Бадене, Берлине и других городах, не говоря о Минске, Бресте, Гомеле… Но важное место в его творчестве отведено таким событиям, как афганская война и катастрофа на Чернобыльской АЭС.

Сложная судьба оказалась у картины «Орден Красной Звезды». Она была написана, когда советские войска еще находились в Афганистане. На выставку работу брать не хотели — организаторы сказали художнику, что обращаться к этой теме еще рано. Помог Михаил Савицкий, по достоинству оценивший холст. Потом автор подарил его музею деревни Иконы, что под Борисовом. Пятеро ребят из того села погибли на афганской земле. К сожалению, спустя годы музей сгорел. И сегодня ту картину можно увидеть только на фотографиях.

В мастерской. Виктор Карамазов, Владимир Кожух, Виктор Барабанцев, 2014 год

А через год после аварии на ЧАЭС вместе с группой художников Владимир Кожух поехал в зону отчуждения и пробыл там три недели. Даже на атомную станцию съездил на два дня. Но особенно гнетущее впечатление произвели на живописца город Припять и брошенные деревни.

— Помню, мы писали портреты милиционеров, которые дежурили на блокпостах, — рассказывал впоследствии Кожух. — И тут подходит очень пожилая женщина, говорит: «Пустите, там моя хата». Ей отвечают: «Пропустить не можем». Мне так запомнилось, как она стояла у шлагбаума и тоскливо смот­рела вдаль, что написал работу «Ностальгия», где повторил этот сюжет. Во время поездки делал этюды, а когда вернулся в Минск, начал искать образное решение. Не хотелось документальной фиксации, конкретики хватало и на фото.

Владимир Кожух и Вячеслав Павловец в Художественном музее, 2015 год

За серию картин «Чернобыля черная боль» Владимиру Кожуху была присуждена премия профсоюзов Республики Беларусь. Работы оценили и в Нью-Йорке — экспозицию развернули ни много ни мало в штаб-квартире ООН.

Зато в 1990-е годы, когда многие художники начали увлекаться сюжетами на злобу дня, Владимир Кожух ушел в романтику. Стал писать пейзажи, натюрморты, создал серию работ, посвященную хрис­тианским праздникам, и целую галерею женских образов.

С заведующим кафедрой скульптуры БГАИ профессором Владимиром Слободчиковым, 2014 год

— Может, это и пафосно звучит, но художник должен питаться своими корнями, — признался Владимир Владимирович во время торжественного открытия выставки в родном Дрогичине. — Много времени я занимался совершенствованием профессиональных навыков. Но моя мировоззренческая позиция была сформирована еще в детстве, в общении с местными людьми. Когда наступает творческий ступор, я вспоминаю детство, земляков, и на душе становится светлее.

Владимир Кожух родился в 1953 году в Дрогичине Брестской области. Учился в Минском художественном училище имени А. К. Глебова, на отделении станковой живописи Белорусского государственного театрально-художественного института, стажировался в творческих мастерских Академии художеств СССР в Минске. С 1985 года член Союза художников СССР.