Как это было

От первой сваи…

40-летний юбилей метро минчане могут отмечать поэтапно: начало работы «Метропроекта», первый ковш земли из котлована, первый метр тоннеля

День первой сваи — 16 июня! Забивала ее бригада специального управления механизации № 96 под руководством Николая Полевкова, впоследствии Героя Социалистического Труда.

  — Наше предприятие было уникальным в республике, — вспоминает Николай Васильевич. — Мы работали на возведении новополоцкого и мозырского нефтеперерабатывающих заводов, Брестского коврового комбината, гродненского «Азота», корпусов «Гомсельмаша»… Летом 1977 года бригада выполняла задание в Гродно. И вдруг нас отзывают в Минск со всем оборудованием. Ну, думаем, где-то аврал, помощь нужна. Но сваебойную установку попросили подкатить к парку Челюскинцев, где была огорожена площадка и аккуратными штабелями лежали привезенные из Донбасса 12-метровые тавровые сваи. Собрались начальство, приезжие специалисты-метростроевцы, горожане. Мы, конечно, волновались: какой грунт, как пойдет? Грунт оказался тяжелым: песок, глина и скальные элементы. Но первую сваю забили, освоились и потом одну за другой все 400 двутавровых металлических балок вогнали в нужные места и сроки. Попутно обучали тех, кому предстояло работать на строительстве метро. Через некоторое время перешли на площадь Якуба Коласа, там работали, но не до конца. Новички освоили дело, и мы вернулись к объектам нашего специального 96-го управления.

Аркадий Дигилевич, как и каждый минчанин, интерес к метро проявлял, а как заместитель управляющего строительного треста № 4 — выполнял заказы для нового объекта.

— И вот однажды в конце 1970-х меня срочно вызвали в горком партии. Я был в недоумении: вроде заказанное метростроевцами стекло вырезали, отдали, что там не так? Оказалось, стекло ни при чем. В горкоме честно признались: неловко, что среди метростроевцев нет белорусских специалистов. Нужен свой знающий это дело человек. Первые недели робел и терялся, потом присмотрелся: ведь не боги горшки обжигают! Когда же на отделке станции «Московская» стали работать исключительно белорусские специалисты, за их работой наблюдали все самые опытные, видавшие виды мет­ростроевские волки. И вынесли вердикт: минчане работают выше всяких похвал.

Проезжая в подземной электричке город от края до края за каких-то полчаса, мы вряд ли думаем о том, что прокладка тоннелей идет метрами.

— Если все хорошо складывается: грунт податлив, механизмы не подводят, то за смену можно пройти метр, — говорил несколько лет назад опытный проходчик Василий Нестеров. — А вот когда попадаешь в воду, которая размывает и уносит песок, счет идет на сантиметры. На помощь нашему мощному агрегату приходила обыкновенная солома. Ни вата, ни поролон, ни пакля не способны задержать песок и выпустить воду — только этот материал.

Со дня выемки первого ковша грунта до пуска первого поезда вместе со строителями работала телевизионная журналистка Людмила Бондаренко.

— Репортажи выходили еженедельно, — делится воспоминаниями Людмила Павловна. — Интерес минчан к метро был огромный. Меня узнавали на улицах, выпытывали подробности. Тогда был разворочен весь центральный проспект, грохот работающей техники не смолкал ни днем ни ночью. Но, что удивительно, не было жалоб, претензий. Казалось, даже шум и неудобства горожанам только в радость.

Заместитель генерального директора УП «Минскмет­рострой» Олег Бойчук и заместитель главного инженера предприятия Сергей Гречкин комментируют воспоминания первопроходцев.

С. Гречкин: Сейчас со стороны специалистов не приглашаем, достаточно собственных кадров. Готовят их БНТУ и профессиональный лицей № 5 транспортного строительства. Нынче из лицея приходят 26 проходчиков, из Солигорска берем электрослесарей. Молодые люди из колледжей

обучаются дополнительно и получают специальности проходчика, бетонщика, сварщика для работы в метро. Мы также взяли больше 10 человек из шахт Донбасса — проходчиков 5-го и 6-го разрядов, работают хорошо. Что касается инженерно-технического состава, то на производственную летнюю практику заявлены около 50 человек — это студенты после 3-4-го курса. Они в течение месяца трудятся подсобными рабочими. Смотрят, что такое тоннели, метро, так как у них далеко не полное представление о будущей специальности. За 2016 год «Минскмет­рострой» прирос на 800 человек.

О. Бойчук: Дополню слова Василия Дмитриевича Нестерова. Люди, которые работают на проходке, — штучные специалисты. Особенно на старой технике. Мало того что там требуется физическая сила, нужны еще взаимопомощь, взаимопонимание, и «левый» человек не выдержит здесь больше недели. Если новый щит «Алеся» делает 8 колец в сутки, то старый — максимум 2. Производительность «Алеси» в 4 раза выше. Но на сегодняшний день такой механизированный щит у нас один. Куплен во Франции, подобными механизмами прокладывали тоннель под Ла-Маншем. Есть традиция называть эти механизированные комплексы женскими именами. Этот комплекс — достояние «Минскмет­ростроя», на него возложена огромная на­дежда, и он ее уже оправдывает, поэтому назвали его песенным белорусским именем. «Алеся» уже прорыла тоннель в 1 608 метров, прошла без вопросов. Старый щит проходчики называют «Матильдой».

С. Гречкин: Главное отличие щитов в том, что на новом проходчик не находится в непосредственном контакте с грунтом и забоем. Меры безопасности в разы надежнее. И даже песок с водой не страшен — щит герметичен.

О. Бойчук: За столом на платформе, как Аркадий Антонович, мы уже не работаем, есть прекрасное здание. Но обход участков и объектов — еженедельный, и по плану, и без плана тоже. Совершается не только генеральным директором или главным инженером — все управленцы посещают объекты регулярно. Каждый рабочий день генерального директора начинается в 7 утра, он объезжает несколько участков и к 8:30 прибывает на планерку с новыми впечатлениями, главный инженер тоже. И тот, и другой в субботу и воскресенье обязательно объезжают участки.

С. Гречкин: Работаем круглосуточно и ежедневно. Есть четыре выходных дня: 1 января, Рождество, Пасха и еще День строителя. Все остальные праздники — 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая — для нас рабочие дни. В ноябре этого года, возможно, отметим дату, когда начали использовать щит.

О. Бойчук: Что касается информирования, то СТВ регулярно передает репортажи со строи­тельства метро, да и ваша газета рассказывает о нас. Не скрываем ничего, минчане знают о наших достижениях и о проблемах. Но не все понимают необходимость строительства метро. Жители улицы Жуковского требуют строить так, чтобы они этого не ощущали. Есть люди с хуторскими настроениями: метро хочу, но не мешайте мне спать. Так было на сооружении станции «Ковальская Слобода», теперь есть «протестанты» на улице Мельникайте. Но большинство граждан ситуацию прекрасно понимают, и за это мы благодарны.

Заместителю начальника управления строительства «Минскметростроя» Аркадию Дигилевичу стали близки все этапы работ: сбойка (встреча тоннелей), переход под Свислочью, ввод новых станций. Рабочее место его часто было прямо на платформе будущей станции, где и принимал высокие делегации. Петру Мироновичу Машерову Аркадий Антонович однажды одолжил свой рабочий халат, благо ростом оказались одинаковы. А руководитель республики возьми да и забудь в кармане дорогие очки. Пришлось думать, как вернуть имущество. Эта встреча осталась на фотографиях, в памяти и сердце.