Транспорт

«Алеся», ваш выход

На будущей станции метро «Юбилейная площадь» начался демонтаж механизированного тоннелепроходческого комплекса

— Завершена проходка первого тоннеля французским щитом, — заявил гендиректор УП «Минскметрострой» Леонид Стухальский. — В общей сложности он преодолел 1 608 м. Самым непростым был участок от вокзала до улицы Клары Цеткин: требовалось пройти под рядом инженерных сооружений, двумя жилыми домами и двумя мостами. В среднем в месяц выработка «Алеси» составляла около 200 м. Щит трижды останавливали для замены режущего инструмента на роторе. Делали и технические ремонты, предусмотренные регламентом ведения проходческих работ. Сейчас начинается демонтаж, транс­портировка и сборка механизированного комплекса на станции метро «Вокзальная», откуда он параллельным курсом вновь отправится к станции «Юбилейная площадь». Участие в этом процессе примут только сотрудники нашего предприятия, одновременно около 50 человек.

Для выхода щита на станции «Юбилейная площадь» подготовлена монолитная площадка: уложено 350 м3 бетона. Аналогичное ложе для его сборки уже сооружено на «Вокзальной». Демонтаж производится в несколько этапов с помощью тяжелых кранов. Транспортировка многотонных частей щита на «Вокзальную» осуществляется только в ночное время и в сопровождении экипажей ГАИ. В соответствии с графиком на проведение демонтажа и сборки «Алеси» отведено 102 дня. Начало проходки второго тоннеля запланировано ориентировочно на 10 сентября.

— Станция «Юбилейная площадь» станет самой глубокой в минском метро — в пределах 27-32 м, — продолжает Леонид Петрович. — В этой местности для буровых работ также очень сложные геологические условия: достигают 5, 6 и 7-й категории. Для сравнения: 10-я категория — это уже скальные породы и валуны, а наиболее распространенные в Беларуси грунты — 2-3-й категории. Мы получили хороший опыт на первом тоннеле, знаем препятствия, геологические условия, по­этому на параллельной проходке проблем будет меньше, а значит, и скорость движения «Алеси» быстрее.

С «Юбилейной площади» уже вывезена половина грунта (около 130 тысяч кубометров). Продолжается также проходка двух пешеходных тоннелей в направлении станции второй линии метрополитена «Фрунзенской». В сентябре намечено начать работы по устройству рельсошпальной решетки. Сейчас главное на «Юбилейной площади» — укрепление котлована, для чего в стенах бетонируются стальные анкера длиной под 20 м. В ближайшее время там придется провести гидроизоляцию. После того как основание станции полностью забетонируют, в соответствии с графиком в течение двух лет нужно завершить все конструкционные работы. И лишь затем начнется отделка.

Метростроители должны не только уложиться в запланированные сроки сооружения третьей линии, но и максимально удешевить его. Для этого запущен новый завод железобетонных изделий. В феврале к моменту старта механизированного комплекса «Алеся» на «Вокзальной» на нем уже изготовили около 600 м бетонных колец (тюбингов). В ближайших планах выпуск такой сложной конструкции, как блок строения верхних путей. Он предназначен для уменьшения вибрации и шума при движении электропоездов в тоннелях. В перспективе метростроевцы также рассчитывают наладить на одном из белорусских предприятий производство режущего инструмента для ротора «Алеси». Пока он очень дорого обходится «Минскметрострою». Первые наборы предприятие покупало в Италии, последующие, более дешевые, но вполне качественные — в Турции. Каждый из них стоит около 150 тысяч евро. На проходку первого тоннеля «Алесе» понадобилось три комплекта резцов, шарошек и ковшей. По словам Леонида Стухальского, выпуск в нашей стране режущего инструмента для тоннелепроходческих комплексов позволит не только экономить валютные средства, но и освоить новые технологии, создать рабочие места и в перспективе продавать такие изделия за рубеж.

Общий вес «Алеси» более 550 т, длина — 96 м, диаметр — 6 м. Скорость проходки — в 4 раза больше, нежели у немеханизированных щитов, к тому же он практически безопасен для обслуживающего персонала.