Партизанский район

Всегда на слуху

Почему из образцового детсада перешла работать в учебное заведение для особенных детей и что из этого вышло, рассказывает директор специальной общеобразовательной школы-интерната № 13 для детей с нарушением слуха Галина Гурбо

Наша беседа началась, наверное, не с самого корректного вопроса — я поинтересовалась у Галины Павловны, нет ли в ее близком окружении людей с нарушением слуха. Ведь как иначе понять, что привело ее в специа­лизированную школу и свыше 15 лет удерживает на хлопотном посту директора.

— Ни у кого из моих близких нет проблем со слухом, — покачала головой директор. — Но в моем школьном детстве были очень авторитетные педагоги, которые говорили: ты прирожденный учитель и тебе надо поступать в пед­учи­ли­ще. Так и сделала. Потом попала по распределению в минский детсад № 257, где были группы для ребятишек с нарушением слуха. Кстати, он находится буквально за забором нашей школы. Работа меня заинтересовала, и я стала учителем-дефектологом, получив заочно образование в пединституте. Позже работала в садике методистом, заведующей. И мне всегда хотелось помогать детям с особенностями развития, постоянно занималась с ребятами, имеющими проблемы с речью. Могу без лукавства сказать: поскольку была добросовестной студенткой, база знаний после вуза получилась хорошая, дело, которым я занималась, оказалось интересным, и делала его результативно. У меня, наверное, нет знакомых, дети которых плохо выговаривали звуки, а я не сумела им помочь.

Заведующей детским садом Галина Павловна проработала семь лет. Этот садик в районе был в числе лучших, учреждение заносили на Доску почета. А в 2000 году совершенно случайно во время объезда тогдашний глава администрации Партизанского района, услышав эмоциональный рассказ о воспитанниках, методиках и проводимых строительно-ремонтных работах в садике, спросил заведующую, кто она по образованию. «Учитель-дефектолог», — ответила та. И буквально в одну минуту было принято решение о назначении Галины Гурбо директором школы-интерната. Знакомые удивлялись, почему из своего замечательного детсада она идет работать в школу, где в то время были серьезные проб­ле­мы в коллективе, устаревшая материальная база. Но чем больше отговаривали, тем сильнее Галина Павловна стремилась попробовать свои силы.

— Что было самым трудным в начале работы? — размышляет директор. — С коллективом все решила просто. Собрав людей на первое собрание, сказала: увольнять никого не стану, но давайте больше не писать друг на друга жалобы. Не приходите и не рассказывайте мне, кто есть кто. Все пойму сама. Если же видите, что-то идет не так, найдите смелость сказать об этом открыто. И меня услышали. Через год после моего прихода мы прошли аттестацию. Это сплотило коллектив, а я тоже увидела, что здесь собрались педагоги с большой буквы, настоящие профессионалы, умеющие работать на результат.

Дефлимпийские игры — спортивные соревнования людей с нарушениями слуха. Впервые состоялись в 1924 году в Париже. С тех пор по настоящее время проводятся один раз в четыре года, за исключением периода Второй мировой войны.

Сложно было и с материальной базой, очень сложно. Галина Павловна не могла после прежнего образцового учреждения привыкнуть к помещению с синими и зелеными стенами. Состояние дверей если и не повергало в шок, то производило гнетущее впечатление. А ведь это не просто школа — это интернат, где воспитанники живут постоянно. Поэтому с первого дня работы новый директор начала в здании ремонт. Сперва — сан­уз­лов в спальном корпусе. Потом с помощью спонсоров заменили три десятка дверей, напольное покрытие в рекреации. А в третий год работы Галины Павловны школу посетили представители Мин­гор­ис­пол­ко­ма. Увидев общее состояние здания, они поняли, что от лоскутного ремонта не будет проку, и приняли решение выделить деньги на ремонт капитальный.

Читайте также:  По законам милосердия

— И снова с лучшей стороны показали себя и коллектив, и родители, — говорит Галина Гурбо. — Чувствовала такую под­держ­ку и понимание… Может, даже больше, чем сегодня. Все трудились не покладая рук, не считаясь со временем и неудобствами. Ведь ремонт делали без отселения, не нарушая правил охраны труда и техники безопасности, без ущерба для учебного процесса. Честно сознаюсь, думала, будут жалобы от родителей. Но нет! И в 2006 году ремонт был завершен.

В специализированной школе-интернате № 13 дети учатся 12 лет. Пару недель назад для выпускников прозвенел последний звонок. К слову, очень даже звонкий. Прошла суматоха экзаменов. Легкая грусть выпускного. И вот в руках директора листок, на котором записаны планы на будущее тех, кто нынешним летом ушел из школы во взрослую жизнь.

— Выпускникам этого года интересна профессия зубного техника, — заглядывает в список Галина Павловна. — Освоить ее мечтают сразу несколько человек. Но вопрос: будет ли открыта для них специальная группа в медицинском колледже? Доступно для наших ребят образование в колледже электроники. Однако профессии, которые там можно получить, в числе популярных, и средний балл, необходимый для поступления, высокий. Поэтому мы еще во время учебного года проводили профориентационную работу, настраивали ребят на получение прочных школьных знаний, так как только с таким багажом можно приобрести востребованную специальность. Могут наши учащиеся освоить и профессию швеи. В прошлом году ею решили стать четыре девочки, и, думаю, они не остановятся на достигнутом, будут учиться дальше.

А вот с обучением в вузах дело обстоит сложнее. Для слабослышащих ребят хотя бы на первых курсах должны открывать специальные группы, где они смогут получать образование. Не все высшие учебные заведения к этому готовы. Впрочем, наша выпускница этого года Катюша Журбенкова все же планирует поступить в академию физвоспитания. Она уже мастер спорта, обладательница наград международных состязаний и была освобождена от выпускных экзаменов, поскольку готовится к Дефлимпийским играм. Сегодня в школе учатся 3 мастера спорта и один кандидат в мастера. Думаю, к моменту выпуска все они добьются высоких достижений.

Впрочем, высоких достижений уже добился весь коллектив, возглавляемый Галиной Гурбо. В прошлом году на линейку 1 сентября в школу-интернат № 13 приезжал Александр Лукашенко.

— В тот день Президент сказал, что будет интересоваться судьбой воспитанников нашей школы и государство сделает все, чтобы жизнь их сложилась счастливо, — вспоминает ту линейку Галина Гурбо. — Для нас ведь важно не просто научить ребят истории и математике, главное — социализировать их в обществе. И поддерж­ка, высказанная Главой государства, дала нам стимул заниматься с детьми так, чтобы они ничем не отличались от слышащих сверстников, могли претендовать на широкий спектр профессий.

Специальная общеобразовательная школа-интернат № 13 для детей с нарушением слуха основана 30 декабря 1963-го. В минувшем учебном году в 14 классах-комплектах здесь учились 120 ребят.