Факты. Анализ. Комментарии

Какая дорога ведет к успеху

Снятие барьеров для бизнеса, четвертый Форум регионов Беларуси и России и ситуация на лекарственном рынке нашей стране — в центре внимания

Андрей Кобяков, премьер-министр Беларуси:

— Глава государства в январе текущего года дал поручение о кардинальном снятии барьеров для бизнеса, закреп­лении на уровне нормативных правовых актов Президента требований, являющихся минимально достаточными для осуществления предпринимательской деятельности. Для решения этой задачи была создана рабочая группа под руководством главы Администрации Президента Беларуси. За полгода проведена масштабная и системная работа по определению подходов к оптимизации регуляторных требований к осуществлению предпринимательской и кон­трольной дея­тельности. Результатом этой работы стал целый комплекс проектов законодательных актов, направленных на раскрепощение деловой инициативы в самых различных сферах.

Ключевым из этих документов является проект декрета «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу», который предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государства и бизнеса. Основная его задача — оставить минимально необходимый набор регулирующих норм прямого действия. Остальные нормы будут носить рекомендательный характер и выступать исключительно как ориентир для бизнеса.

В проект декрета заложены такие подходы, как, к примеру, уведомительный порядок осуществления отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности. В этот перечень включены бытовые, туристические, социальные услуги, деятельность в сфере торговли и общественного питания, перевозок пассажиров и багажа (в нерегулярном сообщении), производство сельхозпродукции, стройматериалов и другие распространенные виды деятельности.

По данным Министерства экономики, именно в этих сферах сосредоточено порядка 95 % мелкого и среднего бизнеса. Для занятия данными видами деятельности достаточно будет подать единственное уведомление в исполком через службу «Одно окно» или с помощью единого портала электронных услуг, и на следующий день лицо будет вправе осуществлять заявленный вид экономической деятельности.

Предлагается определить общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования и требования в области охраны окружающей среды к размещению, устройству, оборудованию и содержанию капитальных строений. Так, из действующих сегодня 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений и 13 таблиц сохранены лишь 58 пунк­тов. Большой пласт санитарных требований к бизнесу (14 документов, включающих более 1 100 пунктов) реализован в проекте в виде 95 пунктов.

Максимально упраздняются административные барьеры, связанные с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и других видов разрешительной документации. Например, в сфере транспортной деятельности предлагается отказаться от оформления путевых листов при выполнении автомобильных перевозок, за исключением осуществляемых в регулярном сообщении.

В строительной сфере значительно упрощается порядок ввода в эксплуатацию объектов. Вместо необходимости получения согласований органов МЧС, санитарных служб и иных инстанций субъекту хозяйствования теперь достаточно будет подать заявление с приложением необходимого комплекта документов в службу «Одно окно» в исполком. Там оно в течение месяца в рамках выполнения одной сложной административной процедуры пройдет все стадии согласования, по результатам которых будет принято решение.

И, наконец, документом предлагается установление на период с 2018 по 2020 год моратория на введение новых налогов и повышение налоговых ставок.

В целом проект декрета призван минимизировать вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования. Но хочу особо подчеркнуть: там, где государство дает больше свободы бизнесу, сам предприниматель должен взять на себя ответственность за качество и безопасность произведенного товара или оказываемой услуги.

Григорий Рапота, Государственный секретарь Союзного государства:

— Проведение четвертого Форума регионов Беларуси и России очень важно. Для нас вообще любой формат, который нацелен на российско-белорусское сближение или сохранение какого-то уровня отношений в любых сферах, важен. Этот имеет свои особенности. Во-первых, это инициатива парламентов, они являются основными организаторами. Это позволяет парламентариям быть лично вовлеченными в процесс российско-белорусского взаимодействия. Во-вторых, форум действительно привлекает регионы: приглашаются практически все и с российской, и с белорусской стороны. Другое дело уровень представительства: если губернатор не смог, то приедет заместитель или соответствующий профильный министр. Но весь бизнес, который тем или иным образом взаимодействует в рамках российско-белорусских отношений, обязательно представлен. Для него это тоже дополнительная возможность, во-первых, пообщаться, во-вторых, показать, презентовать свою продукцию. Ведь каждый форум сопровождается довольно масштабными выставками. И в этот раз так же будет. Я считаю, что эта площадка бесценна.

Мы должны и в России, и в Беларуси иметь приоритетные для себя направления развития. И желательно именно в этих сферах налаживать взаимодействие. Например, совершенно очевидно, что у нас не хватает собственных, или мощностей, или компетенций, в области станкостроения, микроэлектроники. В вопросах программирования в обеих странах ситуация более или менее нормальная, тем не менее сотрудничество в этой сфере необходимо именно для того, чтобы накопленный здесь потенциал сделать еще более эффективным. Сейчас мы прорабатываем с группой энтузиастов вопрос проведения большого IT-форума в Минске, где будет рассматриваться все, что связано с программированием: искусственный интеллект, киберигры и так далее.

Если сфера программирования является приоритетной в силу того, что здесь имеется хороший потенциал, то, например, в вопросах селекции в животноводстве мы отстаем, этот пробел нам нужно ликвидировать как можно быстрее. Это еще одна тема. Космическая отрасль всегда остается предметом взаимодействия: по крайней мере, из десятка программ всегда две-три посвящены космосу. Далее медицина, то есть все, что связано с медицинскими технологиями. Есть еще ряд предложений, которые мы изучаем.

Людмила Реутская, начальник управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Беларуси:

— В СССР фармацевтическая промышленность выпускала незначительное количество наименований лекарственных субстанций широкого использования. Основные препараты импортировали. В независимой Беларуси был взят иной курс. Появился закон «О лекарственных средствах». Фармацевтическая промышленность была поставлена на новые рельсы. Государственная фармакопея Беларуси гармонизирована с европейской фармакопеей, нормативная база создана. Белорусские производители лекарств могут уступать в рекламе зарубежным коллегам, однако базис заложен и фармацевтическое качество в стране находится на должном уровне.

В Госреестре у нас около 4,5 тысячи наименований. Лекарств достаточно для лечения практически любой нозологии. Безрецептурными остаются 60 %. Из перечня (безрецептурных лекарств. — Прим. БелТА) уходит норма отпуска. В течение пяти лет она действовала — на руки отпускались не более двух упаковок лекарственного средства. Мы обсудили и решили, что эта норма неэффективная и не­оправданная. Она останется только для некоторых позиций — настоек спиртосодержащих и перманганата калия.

Виктор Шеин, заместитель директора департамента фармацевтической промышленности — начальник управления экономики и маркетинга Министерства здравоохранения Беларуси:

— В ценовом сегменте белорусские лекарственные средства на внутреннем рынке являются конкурентоспособными и доступными. Почти 37 % из них стоимостью до 1 доллара (в эквиваленте. — Прим. БелТА). В целом в Беларуси 85 % лекарственных средств выпускаются стоимостью до 5 долларов. Препараты отечественного производства по сравнению с импортными дешевле от 3 до 28 раз при аналогичном составе.

К 2020 году финансовая доля белорусских лекарственных средств на внутреннем рынке должна составить 55 %, остальные 45 % могут быть импортного производства. Мы не стремимся заместить весь импорт, поскольку есть транснациональные компании с высокой научной базой, которые разработают те позиции, которые мы и в перспективе не собираемся осваивать. Эффект от их применения настольно высок, что мы не требуем от своей промышленности создать полную копию.

За последние 5 лет мы реализовали около 30 крупных инвестпроектов. На текущий момент создали совершенно новую фармацевтическую отрасль, основанную на применении самых высокотехнологичных методов производства и новейшего оборудования. Разработали ту номенклатуру, которая востребована не только на внутреннем рынке, но и на внешних. Рынками сбыта для отечественных производителей являются 34 страны. Если бы мы не производили качественный товар, если бы не существовало в Беларуси той системы проверки качества, мы бы не были так востребованы. Спрос на белорусские лекарственные средства далеко за пределами страны все возрастает. Только по итогам 2016 года на внешние рынки было отгружено лекарственных средств на сумму около 115 млн долларов. Некоторые партнеры на внешних рынках заинтересованы в том, чтобы кратно увеличить закупки и использовать белорусскую продукцию в сети своих лечебных учреждений.