АртеФакты

Селфи у «Домика с козочкой»

В настоящем искусстве, глубоком и при этом ясном по смыслу, сегодняшний человек ищет для себя опору

Что-то случилось с нашим людом: ломятся на выставки. Конечно, такого ажиотажа, какой случился полтора года назад в Москве, когда Третьяковку, выставившую Валентина Серова, брали с боем, у нас пока не наблюдается. Тем не менее стоило Национальному художественному музею Республики Беларусь всего-то на девять месяцев убрать в запасники полотна Витольда Бялыницкого-Бирули, Ивана Хруцкого, Сергея Зарянко, Аполлинария Горавского и других художников XIX века, уроженцев Беларуси, причем только из двух залов, как народ заволновался. В агентство «Минск-Новости» стали поступать звоночки: а нет ли в том какого умысла?..

Отвечаем: умысла нет. А есть факт, что старый корпус музея, построенный в далеком 1957 году, не соответствует международным нормам по температурно-влажностному режиму и потому не может украшать свои стены дорогостоящими экспонатами из музеев мира и частных коллекций. Вот и приходится Рембрандту теснить Хруцкого в новом корпусе-пристройке, оборудованном по мировым стандартам. Мера вынужденная, временная, заверили нас в музее. Уедет 4 июля Рембрандт — вернутся на свои места Хруцкий и Горавский. Не отказываться же от международных проектов до тех пор, пока не будет завершено строительство всего музейного комплекса НХМ — так называемого музейного квартала, в котором художники прошлого перестанут друг другу ставить подножки.

Строительство идет. Обещанного расширения экспозиционных площадей для постоянных и временных выставок ждут все: и музейщики, и авторы, и обычные горожане. Для минчан Художественный давно стал культовым местом. У всех, кто ходит сюда годами, есть свои любимые залы и любимые картины. «Вот это и плохо, — услышала однажды из уст старейшего сотрудника этого музея. — Они других картин не видят. Придет, припадет к возлюбленному Брюллову… Чуть дальше и выше висит шедевр другого живописца — ему ноль внимания». Во время акции «Ночь музеев» здесь даже специально закрывали черным материалом самые известные произведения, например «Неравный брак» Василия Пукирева, чтобы зритель наконец не просто смотрел, а видел.

У любви к произведениям искусства есть глубокая психологическая основа. Художественные образцы, причем ясные по мысли и конкретные по исполнению, а именно таковы холсты Иосифа Олешкевича, Сергея Зарянко, Аполлинария Горавского, Якова Кругера, Юрия Пэна, Ивана Хруцкого, Станислава Жуковского, Мая Данцига, служат стабилизаторами эмоций и настроения в целом.

Взойдешь на этажи, увидишь «Святую Параскеву», или «Солдата с мальчиком», или «Домик с козочкой», или «Зимний сон»… Все и всё на месте. Так было вчера, позавчера и годы назад… И сразу в душе лад, мир и гармония.

В ближайшее время увидим в Художественном знаковые сменные экспозиции: большую коллекцию картин Ивана Айвазовского, полотна художников-юбиляров этого года и выставку произведений из фондов НХМ, посвященную 950-летию Минска.

Выставка «Великий Рембрандт» — первая полномасштабная экспозиция гравюр великого голландца в Минске. Шестьдесят девять оригинальных офортов привезены из итальянской частной коллекции Элизы Моретти.