Минское время

Дежурный редактор

Взгляд на белорусскую глубинку столичного жителя

  До Москвы — 8 часов на скором поезде. Почти столько же до райцентра Россоны Витебской области — сначала в тесной маршрутке, потом в небыстром автобусе. Пересадка в Полоцке. Можно прочитать десятки рекламных буклетов о «цудоўных краявiдах i даляглядах» Беларуси, посмотреть сотни снимков. Профессионалы, конечно, умеют и пчелку на цветочке запечатлеть во всей красе, и лошадку на лугу, и лодочку на пруду. Но полной картины — не получить.

А ведь у нас и впрямь красиво. Мы с коллегой вырвались на просторы родной страны — и междометия «ах» и «ого» стали преобладать в нашей речи. И не только от восхищения увиденным. Взглянуть там и впрямь есть на что. В любой справочник загляните: на территории района площадью менее 2 тысяч квадратных километров — 192 озера! А леса там какие! Опять же воздух. После Минска — хоть ложкой ешь. И тишина. Вот представьте себе: вышли вечером в центр города, а «у вашего крыльца не вздрогнет колокольчик». И не скрипнет ничего. Про «не взревет мотором байкер» и говорить нечего.

Скажете, это все восторги жителей, измученных мегаполисом? А пожили бы там с месяц и назад в столицу запросились? Справедливо. За внешними красотами в нашей глубинке — суровый быт в полный рост. Опять же заработки минимум вполовину меньше. Да их и поискать хорошенько нужно. Все так, все верно. Но… Вероятно, это пока только ощущения. Перемены почти не заметны, их надо еще рассмот­реть, прислушаться. Но они происходят. Сегодняшние горожане — вчерашние сельчане и жители малых городков — все чаще поглядывают в сторону от большого многоэтажного поселения, прежде такого заманчивого. Самые активные и, думаю, прозорливые уже двинулись назад. Даже стопроцентные дети асфальта, родившиеся, выросшие в каменных джунглях, вдруг садятся в авто и едут выбирать домик в деревне. Не дачу на лето, а именно дом, с криничкой, печкой и огородом. И то сказать, разве это нормально, когда каждый пятый в столице? Да, было время, когда молодежь, назовем вещи своими именами, драпала из деревни в города: за бóльшими возможностями, за веселой и, как ей казалось, беззаботной жизнью, подальше от коровьих хвостов и лопаты… А в результате единицы пробились, большинство — осело: позади разруха, на душе тоска. Словом, по меткому выражению Владимира Короткевича, «хлебнули того города, как свинья помоев». Может, самое время вернуться? Думаю, так и случится. И причиной тому станет не только желание жить в тиши и грызть экологически чистый огурец. Подвигнет к обратному переселению народов стремительное развитие высоких технологий. Ведь уже сейчас онлайн и любые концерты-фестивали можно посмотреть, и с кем угодно побеседовать лицом к лицу. И главное, с гадже­том теперь можно зарабатывать не выходя из дома, где бы он ни стоял. Ну а бар и в деревне, если очень захочется, открыть можно.

Михаил МИХАЙЛОВ

________________________________________

15:00. Абитуриенты в Парке высоких технологий

Недавних школьников предупредили — конкуренция на рынке нынче жесткая, и рассказали, с чего начинать карьеру

— Ежегодно Парк высоких технологий создает порядка 3 тысяч новых рабочих мест, — с приятной информации начал беседу с абитуриентами заместитель директора по маркетингу и развитию ПВТ Александр Мартинкевич.

По его словам, несмотря на трудности в экономике, IT-отрасль по-прежнему переживает рост. Поэтому выбор этого направления — хорошая инвестиция в свое будущее, ведь без работы точно не останешься.

Кто-то из присутствующих снимает выступление на смартфон, кто-то конспектирует важную информацию в ноутбуке. Очевидно: публика, пришедшая на встречу, с гаджетами на ты. Что примечательно, немало и девушек. Представительницы прекрасного пола заметно оживляются, когда выступающий озвучивает статистику: 30 % работающих в ПВТ — женщины.

Сейчас в Минске будущих айтишников готовят 4 университета — БГУ, БГУИР, БНТУ и БГТУ.

— В школе любил математику и физику, с детства посещал технические кружки, — рассказывает о своем опыте младшим товарищам второкурсник факультета информационных технологий и робототехники БНТУ Сергей Прохорович. — Вузы предлагают специальности как чисто программистского характера, так и инженерного. В первом случае, как правило, проходные баллы незначительно, но выше. Робототехника — высшая степень автоматизации. Она требует как стандартных знаний по физике и математике, так и владения навыками программирования, алгоритмизации.

Из зала полетели вопросы: какие стипендии, сколько времени отнимает учеба?..

Как заметил с улыбкой Александр Мартинкевич, Парк высоких технологий готов принимать на работу студентов уже с 3-4-го курсов. И для таких ребят вопрос стипендии теряет актуальность, ведь они уже на начальном этапе могут прилично зарабатывать. Но для этого надо вкалывать на 1-м и 2-м курсах.

— Чем больше получите знаний в вузе, тем дороже будете стоить на рынке, — обратился он к залу. — Лет 10 назад, чтобы устроиться в компанию, достаточно было владеть элементарным английским и первичными навыками программирования. В 2006 году средняя зарплата в IT была примерно 230 долларов. Сейчас зарубежный заказчик платит 2 тысячи долларов, но и требования к специалистам жесткие: проводятся персональные собеседования, оценивается владение иностранным языком на высоком уровне, вплоть до качественного акцента.

Ребятам порекомендовали не жить от сессии до сессии, а максимально задействовать свободное время для получения новых знаний. И пробовать буквально всё, от создания мобильных приложений до 3D-моделирования. К слову, сейчас при желании можно ознакомиться даже с учебными программами Стэнфордского и Массачусетского университетов. Они в открытом доступе.

Юлия БУРДО

________________________________________

10:00. Переработка старого асфальта

Как это происходит, выясняли наши корреспонденты

Утром в промзоне Шабаны на территории городского центра по приемке, хранению и переработке старого асфальта оживленно: заезжают груженные старым асфальтом и выезжают с пустым кузовом грузовики. Именно сюда поступает снятое дорожное полотно со всего города.

К месту переработки материала отправляемся и мы. На площадке под открытым небом — гора старого асфальта, рядом с ней — установка, которая преобразует его в новый материал — асфальтогранулят.

— Изначально с 2003 года, когда начал работу наш центр, использовалась одна установка, — рассказывает заместитель генерального директора КУП «УДМСиБ Мингорисполкома» Александр Рыжков. — Но поступ­ле­ние лома старого асфальта ежегодно росло, и в 2013 году приобрели еще один гранулятор.

Пока беседуем, подъезжает и выгружается еще одна машина. По словам работников, в месяц их 700-800.

Вижу в горе лома смятую пластиковую бутылку. Интересуюсь, не повлияет ли это на качество продукции. Оказывается, в готовый продукт пластик не попадет: гранулятор отсеивает мусор, а также металлические фрагменты, смешавшиеся с асфальтом.

На территории пыхтят два погрузчика. Один черпает сырье и отправляет его в приемную камеру, другой собирает асфальтогранулят и либо отвозит его к месту складирования, либо загружает прямиком в кузов грузовика покупателя. За работой установки следят и регулируют все процессы два оператора.

Александр Рыжков рассказывает, что переработка старого покрытия имеет огромное значение для экологии, ведь старый асфальт разлагается в земле около 100 лет. Однако достигнут не только экологический, но и экономический эффект.

— Если бы городского центра по переработке не было, строителям пришлось бы вывозить старый асфальт на свалки за пределы города и нести дополнительные транспортные расходы, оплачивать услуги по захоронению, экологический налог, — рассказывает Александр Рыжков. — По нашим подсчетам, дополнительные затраты в этом случае составили бы ориентировочно 1,5 доллара на 1 тонну. Таким образом, за время работы центра строительная отрасль города сэкономила почти 2 миллиона долларов.

Где применяется продукт, полученный по сути из отходов? В том же дорожном строительстве. Асфальтогранулят позволяет максимально заполнить пустоты в щебне при создании основания дорожного покрытия, делает его более прочным, увеличивает надежность и долговечность.

Также продукт используют при устройстве оснований под тротуарную плитку. При этом прочность конструкции повышается не менее чем в 1,2 раз по сравнению с применением песчано-гравийной смеси и песка.

За время работы городского центра вовлечено в повторное применение 1 миллион 300 тысяч тонн старого асфальта. То есть сберегли такой же объем, например, песка, который необходимо было бы добывать в карьерах. Для наглядности: это шесть Курганов Славы.

Елена ПАРУКОВА

________________________________________

11:00. Рейд ГАИ

Как водители соблюдают правила перевозки пассажиров

Это я узнавал во время рейда с инспекторами ГАИ. Отправились на улицу Маяковского.

— 30 июня проведем Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Кресло, бус­тер и ремень — безопасным будет день!», — рассказывает старший инспектор по агитации и пропаганде отдела ГАИ Ленинского РУВД Татьяна Романова. — Летом это особенно актуально, поскольку многие водители в теплую погоду забывают о мерах безопасности. Наша задача — напомнить участникам дорожного движения о необходимости использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств.

Останавливаем первый автомобиль. Михаил, водитель «Вольво», за рулем 34 года. Инспектор ДПС Евгений Казарин проверяет документы. С ними все в порядке. Удивительно, но в талоне предупреждений нет ни одной записи.

— Ничего удивительного, — замечает мужчина. — Я работаю водителем и стараюсь правила не нарушать. Пристегиваюсь сам и пассажиров заставляю использовать ремни. В том числе и сидящих на задних сиденьях машины.

Дисциплинированному водителю сотрудники одной из страховых компаний вручают памятные подарки. Желаем счастливого пути.

По словам инспекторов, около 90 % автомобилистов пристегиваются ремнем. Примерно столько же устанавливают в салоне автокресла или бустеры, делая поездку детей более безопасной.

— А вот девушка на черном «Нис­са­не» перевозит ребенка не по правилам, — замечает Евгений Казарин. — Видите, у пассажирки сзади мальчик сидит на коленях?

Девушка-водитель признает свою вину. Говорит, что кресло-то есть, но оставила дома. Татьяна Романова приводит печальный случай. На перекрестке проспекта Рокоссовского и улицы Плеханова женщина перевозила на переднем сиденье малолетнего ребенка. Проехала на красный свет, в результате — ДТП. От сильного удара ребенок вылетел из легковушки через боковое стекло. Мать и ребенок получили травмы.

Водитель, представившийся Андреем, рассказал, что в его автомобиле есть автокресло. Перевозит в нем 3-летнего сына. В нем ребенку удобно ездить, к тому же очень нравится.

За время рейда остановили на улице Маяковского более двух десятков автомобилей. Двоих водителей инспекторы привлекли к административной ответственности за игнорирование требований использовать ремень, одного — за то, что ехал без прав. Остальных поощрили.

В 2017 году в Ленинском районе к административной ответственности за перевозку юных пассажиров вне автокресла привлечены 27 водителей, за неиспользование ремней безопасности — 266.

Игорь ГОЛОД

________________________________________

16:00. Чемпионат мира по пауэрлифтингу

На что способны мастера этого вида спорта

Холл спорткомплекса представляет собой торговую площадку. Здесь богатый выбор сувениров, одежда с официальными рисунками чемпионата мира, элементы экипировки для пауэрлифтеров, книги, спортивное питание, а также общепит. Так и хотелось прикупить маечку. А потом привлекли внимание звуки за дверью в зал. Оттуда доносилось лязганье железа, воинственные крики спортсменов и их тренеров, голоса зрителей, которые поддерживают атлетов, жидкие рукоплескания.

На одном из двух помостов выступали девушки самой легкой весовой категории (47 кг). Тонкие, хрупкие, невысокого роста, а тяжести заказывали нешуточные. Например, американка Хизер Коннер взялась приседать со 110-килограммовой штангой на спине. Успешно. В жиме лежа спортсменка из Финляндии Ханна Рантала во второй попытке установила мировой рекорд — 93,5 кг, а в треть­ей улучшила достижение еще на 2 кг. Стина Акемальм из Швеции дваж­ды переписывала рекорд континента в становой тяге. Белоруска Ольга Игнатенко запомнилась тем, как помогала себе голосом вытаскивать штангу в нужное положение. Сработало. Криком ей под­соб­ля­ла и группа поддержки.

— Это нормальная практика, — рассказала Снежанна из национальной сборной Беларуси. — До начала соревнований мы помогаем друг другу размяться, разогреться, настроиться, а затем поддерживаем голосом товарищей по команде, которые выступают на помосте.

Жаль, зрители атлетам в этом не помощники. Не потому, что ленятся или не хотят. Их почти нет на трибунах. В центральном секторе — группа болельщиков из 30-40 человек. Наверняка кто-то из спортивных делегаций. Недавно Дворец спорта принимал чемпионат мира по муай-тай и континентальное первенство по самбо. Но на тех соревнованиях дефицита болельщиков, как на нынешнем турнире, не ощущалось. Вроде и вход бесплатный, и ранг турнира приличный, и рекламы по городу в достатке, а зритель не идет. Возможно, наш болельщик не привык к такого рода зрелищам или совсем не представляет, что такое пауэр­лиф­тинг. Организаторы надеются, что трибуны заполнятся в субботу и воскресенье, когда на помост выйдут тяжеловесы…

Денис ГОЛУБ