Культура

Утраченные иллюзии

Клуб-ресторан «Вернисаж», милицейский стакан, первый в городе панельный микрорайон — старый Минск, который продолжает жить на фотоснимках

Станислава Щеглова пере­ехала в Минск из Москвы после замужества — в 1970-х. Ее супруг — белорусский кинематографист Леонид Борисович Щеглов. Был директором игровых картин «Люди на болоте», «Дыхание грозы», «Переправа», «Тревоги первых птиц» и других.

Сама же Станислава Васильевна всю жизнь трудилась экономистом. Но с выходом на пенсию и после смерти мужа стала сниматься в кино, чтобы отвлечься. Работала на площадках таких фильмов, как «Стиляги», «Последний бронепоезд», «На свете живут хорошие добрые люди», «Смерш», «В июле 41-го», «Человек войны», «Франс и Полина», «Бальное платье», «Свежанина с салютом».

— Когда меня спрашивают: «Стася, а кого ты играешь?», я отвечаю: «Фоню! Потому что все снимаются на моем фоне», — шутит Станислава Щеглова.

Вместе с ней мы погрузились в изучение богатого семейного фото­архива и параллельно — в отдельные эпизоды истории Минска.

Дворец профсоюзов, 1950-е

— На фото мой супруг, совсем юный. Тогда мы еще не были знакомы. Позади него нынешняя Октябрьская площадь, которая раньше называлась Центральной. Этот снимок мне очень нравится. Кажется, что все такое же, как и сегодня, но это не так. За кадром осталось то, что впоследствии претерпит изменения, — говорит Станислава Щеглова.

Точная дата, когда была сделана фотография, неизвестна. Ориентировочно в 1955-1956 году. Так, Дворец профсоюзов только-только построили, а Александровский сквер со стороны проспекта обнесли гранитными вазами —это делали примерно в одно и то же время. Правда, по нижнему правому углу фотографии понятно — благоустройство сквера еще не завершено. Видимо, молодые люди поскорее хотели запечатлеть себя на фоне новых городских достопримечательностей.

К сожалению, в кадр не попала еще одна важная деталь, которую фотограф наблюдал по левую сторону от себя, — бронзовая 10-мет­ровая скульптура Иосифа Сталина. Над статуей вождя высотой с четырехэтажный дом работали скульпторы Заир Азгур, Андрей Бембель, Алексей Глебов и Сергей Селиханов. Громадина исчезла с площади 3 ноября 1961 года — 40-тонную фигуру вывезли при помощи двух танковых тягачей.

— Это сегодня нам привычно, что на площади Дворец Республики. А ведь его построили не так уж давно — в 1990-х, да и фонтан совсем молодой — заработал в 2000-м.

Как только открылся, сразу пошли им любоваться! — вспоминает собеседница.

Станислава Щеглова вспоминает, что во дворе домов на улице Захарова, где она сейчас проживает, раньше размещались двухэтажные здания — под кладовки.

   Центральная часть города, 1957 год

— Я не знаю человека на фото, кто-то из друзей моего мужа. На обратной стороне снимка пометка: «Ноябрь 1957». Фото сделано возле какой-то будки, не буду утверждать, но, думаю, что это милицейское сооружение. На заднем плане на фасаде здания портрет Ленина. Видимо, повесили к празднику Октябрьской революции. Что касается места, где был сделан снимок, то, скорее всего, это в районе ГУМа — муж любил тогда прогуливаться вдоль проспекта, да и жил он недалеко, на улице К. Маркса.

Касательно сооружения за спиной — это, вероятнее всего, будка регулировщика, или, по-народному, милицейский стакан. Первые такие конструкции появились в Минске в 1948 году.

Штаб Белорусского военного округа, 1950-е

— В этом месте также очень любили фотографироваться. В нашем семейном архиве не один подобный снимок. Сделан он на набережной Свислочи со стороны парка им. Я. Купалы. С первого взгляда здание штаба округа не очень узнаваемо, поскольку сегодня оно утопает в зелени и за деревьями виден лишь фронтон.

Комплекс штаба возводили на Троицкой горе в 1945-1947 годах. Здание появилось на месте и с использованием фрагментов дореволюционного женского училища.

На снимке, кстати, нет лестницы, которая сегодня ведет от набережной к улице Коммунистической.

В семейном архиве Щегловых также имеются снимки с возведения храма Покрова Пресвятой Богородицы на проспекте Победителей. В 2005 году Станислава Васильевна работала волонтером на стройке.

 

Национальный академический Большой театр оперы и балета, конец 1960-х

— Это мой первый день в Минске — приехала на свадьбу к подруге. Там познакомилась со своим будущим супругом. Он-то и провел для меня ознакомительную экскурсию по городу: Большой театр, ВДНХ, площадь Победы… Театр тогда, кстати, выглядел не очень презентабельно — не то что сейчас. На фото видно, что на фасаде нет ни скульптур, ни вывески.

Торжественная закладка здания состоялась 25 мая 1933 года. За более чем 80 лет существования театра его не раз ремонтировали. Самая масштабная реставрация завершилась в 2009 году.

 

 

Улица Натуралистов, 1970-е

— Это, можно сказать, первый микрорайон массового строительства в Минске. Мы тогда жили на улице Натуралистов. Здесь комплекс еще недостроен. К нашему дому очень плохо ходил общественный транспорт — добраться было проблематично. Да и пешком передвигаться было нелегко — по грязи, песку и доскам. По снимку видно, что все кругом перекопано. Позже Минск продвинулся еще дальше на северо-восток — в конце 1970-х начали возводить жилые массивы в Зеленом Луге.

Решение о переходе к массовому жилищному строительству индустриальными методами было принято в конце 1950-х. Экспериментальной площадкой стала территория между улицами Толбухина и Волгоградской. В первом подобного рода микрорайоне строили в основном четырех- и пятиэтажные дома.

 

 

Клуб-ресторан «Вернисаж», 1990-е

— Однажды, прогуливаясь по улице Некрасова, остановилась и попросила, чтобы меня сфотографировали рядом с этим зданием. Не то чтобы я была завсегдатаем «Вернисажа», нет. Была там, наверное, всего однажды. Помню, что внутри располагалось кафе или столовая. Многие называют это место культовым увеселительным заведением Минска, но у меня с ним не связано каких-либо особых воспоминаний, несмотря на то, что в соседнем доме у нас была квартира.

В 1990-х «Вернисаж» стал одним из первых ночных клубов в городе, что и принесло ему славу. Однако сегодня легенде пришел конец — скоро на его место откроют супермаркет.