Спасатель

Вызов принят

С какими курьезами сталкиваются в своей работе диспетчеры, принимающие сообщения по номеру 101, и сколько времени потребуется спасателям, чтобы прибыть по адресу

Двухэтажное здание в самом сердце столицы, на улице Интернациональной. Здесь расположен Центр оперативного управления (ЦОУ) Минского городского управления МЧС. Именно сюда поступает вся информация от звонящих на номер 101.

Вызовы принимают диспетчеры. На смену, которая длится 24 часа, заступают пять человек — все представительницы прекрасного пола. Вместе с ними круглосуточную службу несут инженер телекоммуникационных систем и заместитель оперативного дежурного.

— За смену с коллегами принимаем около тысячи звонков, примерно по две-три сотни каж­дая, — рассказывает диспетчер ЦОУ Наталия Дурейко. — Люди за помощью обращаются разные, у каждого своя беда. Некоторые паникуют, не могут связно говорить. Наша задача — успокоить, узнать максимум информации: что произошло, где, кому требуется помощь и прочее. Так, коллега приняла вызов о пожаре в квартире. Звонила молодая мама, которая находилась в комнате с маленьким ребенком-инвалидом. Выход из помещения блокировал огонь. До прибытия спасателей диспетчер успокаивала женщину, давала ей рекомендации — плотно закрыть щель под дверью, подойти к окну… Благо расчет приехал быстро, обошлось без жертв.

Все диспетчеры — аттестованные сотрудники МЧС. Перед тем как попасть на службу в Центр оперативного управления, набирались опыта в районных подразделениях, успешно выдержали квалификационные испытания. Девушки должны быть коммуникабельными, досконально знать город, расположение территориальных подразделений, их технику. Владение навыками психологии также немаловажно, ведь приходится общаться с разными людьми.

Приняв информацию, диспетчер связывается с пожарной аварийно-спасательной частью, находящейся в непосредственной близости от места происшествия. Территориальные подразделения МЧС в городе расположены таким образом, что спасатели доберутся максимум за 5 минут.

Увы, сотрудницам Центра оперативного управления порой приходится общаться с нетрезвыми, неуравновешенными людьми. Иногда доходит до абсурда. Один звонящий требовал закрыть один из столичных заводов — тот якобы портит воздух и ему трудно дышать. Другой жаловался на салют — громкие выстрелы мешали отдыхать. Третий просил срочно прислать сотрудников МЧС, так как у него на кухне прорвало трубу и есть угроза едва ли не вселенского под­топ­ле­ния. А пос­ле весьма обиделся, что приехали не спасатели, а рабочие «Минск­во­до­ка­на­ла».

— Однажды произошла комичная ситуация, над чрезмерной бдительностью наших граж­дан потом долго смеялись с коллегами, — продолжает заместитель оперативного дежурного Цент­ра оперативного управления Минско­го городского управления МЧС Алексей Барановский. — Так, ночью выехали по сообщению о пожаре в жилом доме. Сотрудники набрали на домофоне номер случайной квартиры, представились и попросили впустить в подъезд. После допроса с пристрастием дверь все же открыли. Но каково было наше удивление, когда следом приехал наряд милиции! Оказалось, им поступил вызов, что подозрительные пожарные ломятся в дверь к соседям.

До того как установили информатор, сообщающий, что абонент дозвонился в МЧС, некоторые по номеру 101 пытались вызвать такси, заказать еду и прочее.

— В будние дни больше всего звонков поступает по утрам и вечерам — люди, к примеру, уходят на работу, забыв выключить электроприборы, которые потом загораются. В пятницу и субботу сообщений не так много — минчане выезжают за город, — говорит Алексей Барановский. — К слову, за первое полугодие диспетчеры ЦОУ приняли более 180 000 звонков.

Языком цифр

В первом полугодии 2017-го по сообщениям о пожарах и других чрезвычайных происшествиях спасатели выезжали более 2 тысяч раз. Увы, 5 граждан погибли в огне. При этом благодаря профессионализму сотрудников МЧС удалось сохранить жизнь 24, в том числе 2 детям. Однако 20 пострадали, из них 1 ребенок. 572 человека удалось спасти и эвакуировать из опасных зон.

Как рассказала официальный представитель Минского городского управления МЧС Ольга Мельченко, согласно оперативным данным, наиболее частые причины вызовов за истекшие 6 месяцев — короткое замыкание электропроводки: 388 выез­дов. На втором месте — возгорание пищи на электро- или газовой плите: 291 выезд, на третьем — воспламенение мусора в мусоропроводах (268).