Перекресток

Шаг за шагом

Вчера и сегодня: что изменилось на дорогах

   Первый номер «Минского курьера» от 6 апреля 2001-го оповестил горожан: «В нынешнем году в Минске будут установлены 100 светофоров нового поколения». В публикации рассказывалось о достоинствах новинок, работающих на светоизлучающих диодах. Первые чудо-светофоры установили взамен ламповых на пересечении проспекта Независимости и улицы Ленина. Сего­дня таких перекрестков в городе 711. Что и говорить, прогресс в организации дорожного движения шагнул вперед. Об этом рассказывает начальник отдела технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорис­полкома Дмитрий Навой.

— Если в 2001 году движение транспорта и пешеходов регулировалось светофорами на 357 перекрестках города, то сегодня эта цифра возросла до 718, — отмечает собеседник. — В 422 местах налажен обратный отсчет времени, в 78 установлены звуковые устройства. К слову, в 2001-м светофоров с обратным отсчетом времени не было вообще.

Понятно, что эти приборы сами по себе не работают — ими нужно управлять. Впервые координированное управление трехцветными регулировщиками и организация движения транспорта по принципу «зеленая волна» были осуществлены в Минске еще в середине 70-х годов прошлого столетия на улице М. Горького (ныне М. Богдановича) — на участке между улицами Я. Купалы и В. Хоружей. В начале 90-х в Минске работали две автоматизированные системы управления дорожным движением: «Город — М1» и «Сигнал». На тот момент внедрение этих систем способствовало снижению задержек транспорта и увеличению скорости движения транспортных потоков.

— А сегодня мы уже работаем над созданием интеллектуальной транспортной системы, — продолжает специалист. — Это одно из направлений концепции «Доб­рая дорога». Отслеживать обстановку и реагировать на заторы помогают видеокамеры и беспроводные датчики. Эти приборы размещены на наиболее загруженных участках улично-дорожной сети.

Если в 2001-м на 1 000 горожан приходилось около 200 автомобилей, то сегодня эту цифру можно смело удвоить. Понятно, что при таком количестве машин вероятность заторов велика. Особенно в центральной части Минска. Поэтому в ГАИ вынуждены принимать меры.

— В 2004 году мы выступили с предложением выделять разметкой на проезжей части левые повороты, — говорит Дмитрий Навой. — К нашей инициативе некоторые отнеслись скептически, говорили, что лобовых столкновений станет больше. Но эту идею мы все же воплотили в жизнь. В качестве эксперимента выбрали Логойский тракт. И в конце концов водители оценили новинку положительно. Как показало время, аварийность в этих местах значительно снизилась, а пропускная способность магистрали увеличилась примерно на 40 %.

Одним из достижений того времени в ГАИ считают внедрение в аварийно-опасных местах и на пешеходных переходах искусственных неровностей, которые в народе именуют спящими полицейскими. Это сегодня их выполняют из асфальтобетона. А тогда они были и чугунные, и резиновые, и даже пластиковые. Самые первые появились на улице Восточной, потом их оборудовали на Т-образном перекрестке улиц Уральской и Менделеева, на улицах О. Кошевого, Грицевца, Захарова… Сегодня в столице несут службу около 1 200 «спящих полицейских».

— Но мы не стали ограничиваться только искусственными неровностями, — продолжает Дмитрий Навой. — В качестве средств успокоения движения стали использовать конструктивно выделенные на проезжей части островки безопасности, сужения проезжей части. Наша задача — сделать так, чтобы водители не имели возможности нарушить правила. А значит, и безопасность пешеходов повысится. Первое такое сужение дороги выполнили на улице Д. Сердича. Там на переходе поначалу установили и солнечную батарею, которая снабжала дорожные знаки энергией. Позже пришли к выводу, что такие батареи в городе, где включается искусственное освещение, применять нецелесообразно. Чуть позже островок безопасности и сужение проезжей части были выполнены на улице Некрасова. Такие конструкции сегодня можно увидеть на бульваре Шевченко, улицах Толбухина, Уборевича, Голубева, Кульман, проспекте Газеты «Звязда» и других магистралях.

В прошлом году по инициативе ГАИ в местном проезде на улице Я. Чечота заработали два экспериментальных пешеходных перехода, на которых вдоль зебры размещена световая сигнализация. Желтые фонари, вмонтированные в проезжую часть, загораются, когда человек подходит к переходу. Нечто подобное можно увидеть и на переходе, расположенном на улице Ленина. Светодиоды для пешеходов там размещены у края тротуара пунктирной линией и дополнительно сигнализируют о разрешающем или запрещающем сигнале.

Дорожные знаки за последние 15 лет претерпели изменения. Их стали выполнять из нержавеющих материалов с использованием световозвращающей пленки на алмазной основе. Видимость таких знаков увеличилась в несколько раз. Что касается разметки, то кроме белого цвета работники КУП «СМЭП Мингорисполкома» стали использовать красный, желтый и зеленый. Разметку наносят на асфальт эмалью и пластиком с добавлением или без добавления светоотражающих элементов.

— Зеленую разметку используем в местах большого скопления велосипедистов, — обращает внимание Дмитрий Навой. — Красный пластик применили в качестве эксперимента на Логойском тракте и улице Немиге. Преимущество этого материала перед эмалью в его долговечности. Хотя есть и недостатки. Со временем белый пластик становится серым. К тому же он подвержен разрушению. Используем его в основном при строительстве новых улиц. В целом примерно в 70 % случаев разметку выполняем эмалью.

На дорогах Минска размещены 718 светофорных объектов и около 1 200 искусственных неровностей. В 16 точках города вблизи зебр выполнены сужения проезжей части, обустроены островки безопасности. Работают 16 стационарных камер фотофиксации нарушений ПДД, а также 7 мобильных датчиков.