Актуальный разговор в агентстве «Минск-Новости»

Учебный эффект

Домашних заданий станет меньше, а учебники будут более красочными. Какие нововведения ожидают школьников с 1 сентября, рассказал директор Национального института образования Сергей Важник

— Учебные программы обновлены по всем школьным предметам. Следует сказать, проделана колоссальная работа. В ней были задействованы более 200 специалистов — ученых, методистов и учителей со всей респуб­лики. В обновленных программах усилен практический подход. Наша задача — не просто дать ребенку знания, а научить использовать их в обыденной жизни или профессиональной деятельности. Уделили пристальное внимание межпредметным связям. Изучение отдельных сложных тем перенесено в старшие классы, устранена перегрузка в содержании. Формулировки тем прописаны максимально конкретно, что не дает возможности авторам учебников включать материал, не указанный в программе. Устранены также избыточная терминология и дублирование близких тем в рамках других предметов.

— Обновленные учебные программы, по которым ребята будут заниматься уже с 1 сентября, призваны приблизить образовательный процесс к жизни, мотивировать к новым знаниям. Каким образом это будет достигаться?

— Например, на освоение программы по предмету «Человек и мир» у пятиклассников отводим 35 учебных часов, среди них 12 наблюдений, 4 практические работы, 1 экскурсия. Скажем, знакомятся школьники с темой «Твердая оболочка Земли» и параллельно пробуют сами вырастить кристаллы из соленой воды. Таким образом формируем у детей умения и навыки, имеющие прикладное значение. Кроме того, это еще и очень интересно.

— Станет ли школьная программа проще? Иначе говоря, будут ли продолжать читать современные подростки «Войну и мир» в 4 томах?

— Если говорить об учебных программах по русской литературе, то мы сократили количество изучаемых произведений. Отдельные тексты, которые были ранее предназначены для обязательного прочтения, перенесены в список для дополнительного. Последние учитель может рекомендовать детям, скажем, на уроках внеклассного чтения. В частности, «Война и мир» Льва Толстого теперь будет изучаться по проблемно-тематическому принципу. Учитель выбирает отдельные главы и рассматривает их на занятиях, а читать роман в полном объеме или нет — это решают сами учащиеся. Если в классе, например, больше мальчиков, педагог может акцентировать внимание на военной тематике, на образе Андрея Болконского. По такому же принципу ученики будут знакомиться с произведением Михаила Шолохова «Тихий Дон». В целом количество изучаемо­го материала сокращено по всем программам. Благодаря этому у учителя появится больше возможнос­тей сосредоточиться на основных, ключевых понятиях, отработать их с помощью интерактивных методов. Ведь учебная программа лишь регламентирует базовый объем знаний, которыми должен обладать школьник, она ориентир для педагога и автора пособия. А вот какими способами и методами необходимая информация будет доноситься классу, решает сам учитель. И мы приветствуем современные методики. Педагог выступает не транслятором готовой информации, а посредником: помогает школьникам добывать ее самостоятельно.

— Какие новые учебники по­явятся у школьников в сентябре?

— В предстоящем учебном году планируем издать 41 новое учебное пособие. Большая часть из них — для 3-х и 7-х классов. Вместе с тем новинки будут у первоклассников, пятиклассников и девятиклассников гимназий. Последние, к слову, получат комплекты новых учебников по иностранным языкам. Пособия стали более красочными, иллюстративными.