Минское время

Дежурный редактор

День минского транспорта. Такого праздника у тружеников этой сферы пока нет. Так почему бы его не учредить?

Тем более пример есть. Недавно в российской столице впервые с размахом отметили День мос­ковского транспорта. Событие приурочили к 145-летию со дня пуска конки. Праздник объ­еди­нил 160 тысяч сотрудников муниципальных организаций и частных перевозчиков, благодаря которым москвичи и гости мегаполиса ежедневно передвигаются на общественном транспорте. Представителей мет­ро­по­ли­те­на, автобусных и троллейбусных парков, трамвайного филиала, маршрутчиков, таксистов благодарили за труд (в том числе сам мэр), вручали награды за успехи, а пассажиров ближе знакомили с работой перевозчиков. День запомнился познавательными экскурсиями, выставкой ретротехники, велофестивалем, площадками для увлекательного семейного отдыха и даже ночным кинопоказом на станции метро… Словом, праздник удался и отмечать его теперь в Москве намерены ежегодно.

А мне подумалось: чем хуже наши транспортники? 12-тысячный коллектив «Минсктранса», между прочим, одно из крупнейших предприятий страны. Добавьте к нему почти 5-тысячный Минского метрополитена. А еще и частные перевозчики.

До сих пор у столичных транспортников, по большому счету, нет единого профессионального праздника. Еще с советских времен повелось, что автобусники считают таковым День автомобилиста и дорожника, который сейчас в народе называют днем водителя. С тех пор как в 2003 году был создан «Минсктранс», объединивший автобусные, троллейбусные и трамвайные парки, работники электротранспорта тоже стали причастны к этому профессиональному празднику. Хотя в какой-то мере он притянут за уши. Прежде, кстати, электротранспорт был подведомственен Минис­терству жилищно-коммунального хозяйства, и работники трамвайных и троллейбусных депо отмечали профессиональный праздник вместе с ним. А сотрудников метрополитена вообще поздравляли обычно в День работников железнодорожного транспорта.

Нужен ли нам в календаре профессиональных дат очередной торжественный день? Почему бы и нет? Тем более транспортники трудятся и в выходные, и в праздники.

Вовсе не обязательно устраивать пышные торжества. Поздравить работников — это само собой: они этого заслуживают. Но можно придумать и что-нибудь еще. Например, неплохо бы организовать накануне масштабный круглый стол с участием представителей всех организаций, занятых городскими перевозками пассажиров, в том числе частных. В таком формате они не только отвечали бы на вопросы журналистов, но и излагали бы суть проблем, волнующих представителей этой отрасли. А непосредственно в День минского транспорта (так можно назвать праздник) уместны экскурсии на отраслевые предприятия, благодаря которым горожане больше узнали бы о столичных перевозчиках и, возможно, изменили бы свое представление о них.

В Минске, кстати, конка заработала всего на 20 лет позже, чем в Москве, — в 1892-м. Можно при­уро­чить празднование единого дня столичного транспорта, например, к дате, связанной с этим событием. В 2018-м исполнится 126 лет. Дата не круглая, но так ли это важно?

Магда КРЕПАК

_______________________________________

11:00. Съемки детского сериала

Как робот под управлением столичных школьников изучал Правила дорожного движения

По улице Алибегова движется необычная группа — четверо ребятишек и робот-промоутер. Именно такую картину можно было наблюдать на съемках детского мини-сериала об основах безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), которые проходят сейчас в Минске.

— Каждая серия длится примерно 7 минут и посвящена отдельной теме: пожар в доме, безопасность на природе, неблагоприятные погодные явления, пиротехника, ПДД и так далее, — рассказывает продюсер проекта заместитель директора «Мастерской социального кино» Константин Воробей. — Всего таких историй 10. Сюжеты помогут школьникам закрепить пройденный на уроках по ОБЖ материал.

На съемочной площадке кипят страсти. Говорящий робот Гудди потерялся в городе и не может найти дорогу домой к родителям-программистам. Он совершенно не знает ПДД и постоянно рискует угодить под колеса транспорта.

— Вижу ровное покрытие. Мне нравится эта полоса, — говорит Гудди и резко сворачивает с пешеходной дорожки на велосипедную… И чуть не попадает под проезжающего по ней железного коня.

Дети спасают робота и объясняют, что у каждого участника движения своя территория. В такой же игровой форме отрабатывают и другие важные темы безопасности на дороге.

— Папа, смотри, робот, — тянет ручонки пятилетняя девочка, проходившая с отцом мимо места съемок.

Останавливаются и ребята постарше — они не в силах оторваться от разворачивающегося действа. Трюк с роботом работает, это очевидно. Актеров для сериала отбирали во время кастинга, в котором приняли участие около 100 минских школьников. 5 действующих лиц отображают пять типажей — от паинь­ки до озорника, что позволяет отработать разные модели поведения в рискованных ситуациях.

— Я и в жизни озорной парень, так что играю самого себя, — рассказывает исполнитель главной роли ученик 7-го класса СШ № 16 Артем Дмитриев. — Получится отличный сериал. Смотреть его будет намного интереснее, чем просто слушать на уроке лекцию.

По словам сценариста Виктории Апекуновой, игровые и информационные компоненты в их проекте гармонично дополняют друг друга. Сериал очень живой и со­вре­мен­ный, его стилистика близка и интересна сегодняшним детям. Здесь и магический амулет, который помогает замедлить время, и путешествия в будущее и прошлое, и телепортация главных героев в компьютерную игру, где им предстоит преодолеть несколько уровней зимних опасностей.

Детский мини-сериал об основах безопасности жизнедеятельности — совместный проект ЮНИСЕФ и Министерства здравоохранения Беларуси, который осуществляется при участии МЧС, МВД и Министерства образования.

Оксана МЫТЬКО

_______________________________________

12:00. Подготовка беспилотников к гонкам

Квадрокоптер, коптер, дрон, беспилотник — эта шустрая техника стремительно завоевывает популярность. Возник даже отдельный вид спорта — дронрейсинг

По зрелищности гонки дронов сравнивают с Formula-1.

Квадрокоптеры гоночные и съемочные — принципиально разные вещи. Спортивные беспилотники подчиняются отдельному рег­ла­мен­ту: диагональ устройства до 33 см, определенный диаметр винтов и даже особенные аккумуляторы, на которых работает аппарат.

— На старте гоночный дрон развивает за 1 секунду скорость до 60 км/ч, а трассу проходит за 3-4 минуты, достигая 150 км/ч, — рассказал организатор гонок, участник минской команды DroneBand Юрий Михолап. — Рекорд скорости квадрокоптера составляет 289 км/ч.

Спортсмены опробовали лишь участок трассы: на соревнованиях ее протяженность составит более 500 м, ее усложнят десятками препятствий — арками, флагами, кольцами. И пригласили зрителей присоединиться к воздушному заезду.

Каждый пилот берет в импровизированную команду одного помощника. Последний сперва наблюдает за полетом в очках виртуальной реальности, а потом и сам пробует управлять летательным аппаратом. Правда, уже другим квадрокоптером: более легким и простым. С профессиональным гоночным дроном с первого раза справиться не получится. Это со стороны кажется, что всё просто: подумаешь, вот рычаги управления, вот маршрут, вперед! На деле же без навыка управления такой техникой разобьешь аппарат на старте.

Юрий Михолап вспомнил, что с первым квадрокоптером (кстати, собранным им самостоятельно) разбирался 2-3 месяца.

— В Беларуси около 20 спортсменов, которые показывают высокий уровень и могут представлять страну на чемпионатах мира, — сказал генеральный секретарь Белорусской федерации авиационного спорта и организатор фестиваля #ПРОНЕБО Антон Быстров.

Кристина КРИВОРУЧКО

_______________________________________

13:00. Чемпионат Европы по современному пятиборью

На спортивных площадках в городе и за его пределами спортсмены из 22 стран сражаются за награды

В центре велодрома «Минск-Арены» высоченной шторой огорожена прямоугольная зона, где проходит турнир по фехтованию. Часть спортсменов разминаются возле дорожек, другие проводят спарринги с партнерами по команде. Рядом с подопечными находятся тренеры, которые подсказывают, вносят корректировки. Когда же у атлетов все получается, наставники не скупятся на похвалы:

— Яволь! Кул! Добже! Импресьёнанте!

Видно, что спортсмены немного нервничают. Чтобы раскрепоститься, они общаются друг с другом, шутят, насвистывают веселые мотивы. Перед парадом участников каждый достает из чехла несколько шпаг и выбирает счастливую.

Судьи дают команду, и начинаются по­един­ки на шести дорожках. У кого-то события развиваются молниеносно: в течение 20-25 секунд нанесены два-три укола — и бой завершен, эстафета переходит к другим участникам. Другие готовят атаку или выжидают ошибки соперника около минуты. Каждый укол сопровождается победным криком. У белорусской команды самая громогласная поддержка. Около 20 спортсменов и тренеров, которые расположились у площадки, болеют за своих.

— Молодчина, Колян! Умница, Санёк, — кричат ребята Николаю Гаяновскому и Александру Повпе. — Давай еще!

И наши спортсмены выигрывают у очередных соперников. За что получают порцию заслуженных похвал. Улыбается и главный тренер команды польский специалист Вальдемар Дариуш де Макай. Он говорит, что подопечные идут на втором месте по набранным очкам. Но вскоре положительные эмоции сменяются грустью. Наши парни начинают проигрывать бой за боем. Что пошло не так, неизвестно.

— Трагедии в том, что подопечные заняли итоговое шестое место, нет, — говорит Вальдемар. — Конечно, претендовать на медали по итогам всех видов программы с таким результатом сложнее. Но всякое случается…

Отметим, что фехтование — не первый вид программы. Парни уже успели посоревноваться в плавании. А после фехтования на автобусе отправятся в Ратомку, где их ждут верховая езда, бег и стрельба из пистолета. Для болельщиков преду­смот­рен бесплатный переезд на автобусах. Вход на трибуны бассейна (БГУФК), велодрома («Минск-Арена») и площадок в Ратомке свободный. В выходные ожидаются самые важные виды — финалы в личном зачете у мужчин и женщин.

Денис ГОЛУБ

_______________________________________

16:00. Лекция в планетарии

Лето, каникулы, но в Минском планетарии хватает гостей. Что там сегодня интересного

Ежедневно планетарий открывает свои двери как для самых юных, так и для взрослых посетителей, чтобы поделиться новыми историями и открытиями о нашей необъятной Вселенной. В первой половине дня там проходят фильмы и лекции для ребят младшего и среднего школьного возраста. А после начинаются сеансы для зрителей постарше.

— Планетарий работает уже довольно давно — с 1965 года. И современные посетители ничем не отличаются от тех, кто приходил в прошлые десятилетия. Они тоже интересуются космосом, звездным небом, астрономическими событиями, космическими миссиями, которых становится все больше. Астрономических открытий также очень много. Мы в свою очередь стараемся все это освещать, — говорит заведующий Минским планетарием Александр Микулич.

У лекции, на которую пришли мы, название завораживающее — «Черные дыры: обратная сторона Вселенной». Удивило то, что и день будний, и время — 4 часа пополудни, и погода — гуляй не хочу, а зал на 120 мест почти полон. Может, тема привлекла? Домыслов-то вокруг нее хоть отбавляй. Но после просмотра сферического фильма многое, во всяком случае для нас, разъяснилось. Черные дыры создают умирающие звезды, в которых заканчивается «топливо». Гравитация сжимает их настолько, что происходит взрыв, в результате которого образуется черная дыра. И хоть ее невозможно увидеть в спокойном состоянии, ученые нашли способ наблюдать за ней косвенно. Например, когда к черной дыре приближается звез­да, та начинает поглощать и разрывать ее на части. От этого звез­да ускоряется и разгорается все больше и больше. А еще внутри черной дыры вовсе не кромешная тьма. Пространство в ней искажено настолько, что дыра, как гигантская линза, преломляет свет, проходящий рядом. К тому же внутри происходит круговорот вещества и энергии. И что здесь неясного?

А после захватывающего фильма нам дали возможность почувствовать себя настоящими астрономами — взглянуть на звезды в телескоп.

Нельзя не согласиться с Александром Микуличем: звездное небо — это же романтика.

В планетарии действует акция. Те, кто побывал на дневном сеансе и сохранил чек, в любой день могут бесплатно посетить обсерваторию в вечернее время и посмотреть в телескоп на наиболее яркие объекты, только нужно следить за погодой и оповещениями в паблик-чате вайбера планетария.

Екатерина КАРАНКЕВИЧ