Фотоальбом Евгения Коктыша

Легким росчерком пера

Поступать в вуз нынешний профессор кафедры графики, член Белорусского союза художников Валерий Слаук когда-то приехал с двумя карикатурами из «Вожыка»

  — Да, штурмовать театрально-художественный институт я приехал без какой-либо подготовки, — вспоминает Валерий Петрович. — В художественном училище не учился, работал в Жодино на автозаводе. Но… нарисовал две карикатуры для журнала «Вожык», их опубликовали, и когда на работе меня стали называть художником, я поехал учиться, чтобы соответствовать званию. На какое отделение поступать, даже не задумывался, а показывать приемной комиссии принес эти самые рисунки из «Вожыка». Словом, мне посоветовали пойти в художественное училище, но туда принимали только после 8 классов, а у меня уже было среднее образование. Один из студентов академии увидел мои рисунки и сказал: «Подавай документы на графику, а там — как повезет». И мне, наверное, повезло — в приемной комиссии был профессор Павел Любомуд­ров, который посоветовал мне подойти на подготовительные курсы, хотя бы посмотреть, что нужно рисовать на экзаменах. Первым заданием была обнаженная натура. Конечно, я такого никогда раньше не рисовал, но если очень надо, могу собраться и настроиться на работу. Словом, нарисовал я эту обнаженку. Как фотографию, поскольку в армии рисовал дембельские альбомы. Получил тройку. К экзамену по живописи меня уже поднатаскали более опытные ребята, объяснившие некоторые тонкости мастерства. И я получил четверку. А темой задания по композиции был труд в сельской местности, которого я насмотрелся, выезжая на картошку в годы учебы в техникуме. И на экзамене рисовал композиции одну за другой, пока Василий Петрович Шарангович не подошел ко мне и тихонько не сказал: «Ну хватит, хватит, ты же только не уезжай никуда». И я понял, что нужно готовиться уже к обычным экзаменам — творческие испытания выдержал. Кстати, учиться в институте мне было даже интереснее, нежели тем, кто поступал после училища, поскольку всё оказалось в новинку.

Впрочем, повторять свой опыт поступления Валерий Петрович вряд ли посоветует. Безусловно, бывает, что в академию искусств приходят самородки без специального образования. Но крайне редко.

— Раньше во время вступительных экзаменов преподаватели могли наблюдать за абитуриентами, это было нормальным явлением, — поясняет профессор. — И в экзаменационную аудиторию к нам заходил Шарангович, присматривался, беседовал с ребятами, расспрашивал, что мы знаем и умеем. Наверное, так правильно. Ну действительно, как можно взять в ученики человека, не увидев его вживую — только работу? Но сегодня подобное общение запрещено правилами. Еще одна беда наших потенциальных студентов — тестирование. У творческих ребят редко бывают высокие баллы по общеобразовательным предметам. И получается, что юноша в перспективе может стать хорошим художником, но… не проходит в вуз по общим баллам. И неизвестно, рискнет ли поступать во второй раз. Жаль. В творческие вузы я бы принимал без тес­ти­ро­ва­ния. С человеком достаточно поговорить, чтобы понять, чем он дышит, как развит интеллектуально, увидеть его творческие способности.

Пока Валерий Петрович рассматривает фотографии, сделанные Евгением Коктышем, я тихонько интересуюсь, как художники относятся к фотографам.

— Отлично относятся! — уверяет Слаук. — Фотография — тоже искусство. Просто фото — это все-таки документ, а то, что делает художник кис­тью и карандашом, — совсем другое. Сравнивать нет смысла. Надо обладать художественным вкусом, чтобы сделать хорошее фото. А если речь идет о пейзаже, то я, художник, профессор, снимаю шляпу перед автором хорошей фотографии — я так не сделаю!

Валерий Петрович Слаук — белорусский художник-иллюстратор. Родился в Витебской области. В 1977 году окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт, где учился у известного графика Василия Шаранговича. Произведения Слаука хранятся в Национальном художественном музее, фондах Белорусского союза художников, музеях Австрии, Италии, Германии, частных коллекциях.