Культура и История

Смена ролей

Обновленная киностудия «Беларусьфильм» после многолетней реконструкции откроется в ноябре. Что изменится в производстве отечественных фильмов

— У нас уже имеются планы до 2020 года, — заверил генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Игорь Поршнев. — Намерены выпускать по 6 пол­но­мет­раж­ных художественных фильмов в год, сейчас они уже в производстве. Также хотим снимать по 9-12 анимационных лент и определенное количество хроник — научно-популярных и документальных. Все студии, которые существовали на «Беларусьфильме» до этого, продолжат работу: «Летопись», студия анимационного кино. Отечественные мультфильмы финансирует государство.

Преобразится не только комп­лекс зданий киностудии, изменится и концепция работы.

— Сегодня речь идет о том, чтобы развиваться в направлении малобюджетного кино. То есть делать по 6 игровых картин в год, но по 300-400 тысяч долларов каждый, а не по несколько миллионов, — говорит заместитель генерального директора по творческим вопросам Национальной киностудии «Беларусьфильм» Вячеслав Никифоров. — Правда, малобюджетное кино — это лишь часть намерений. У нас есть амби­ции по созданию фильмов на исторические темы, экранизацию белорусской классики. Для этого нужны гораздо большие средства.

На прошлой неделе в Минске начались съемки семейного фильма «Тум-Паби-Дум». Киноплощадка разместилась в одном из кафе на проспекте Независимости. Режиссер Вячеслав Никифоров. Идею создания ленты он вынашивал 15 лет.

Сейчас говорят не иначе как о втором рождении «Беларусьфильма», но руководство студии о грандиозных будущих прорывах рассуждает осторожно. На «Оскар» белорусские киношники пока не претендуют.

— Одна-две удачные ленты еще не делают кинематограф, — уверен Вячеслав Никифоров. — Его создают отряды сценаристов, режиссеров, операторов… В ином случае мы можем говорить лишь о каком-то вялотекущем процессе, в ходе которого вдруг кто-то вынырнет. Но выныривают там, где есть селекция. Поэтому можно и не дождаться этого самого «Оскара». Нужно терпеливо начинать с малобюджетного кино. Сейчас мы как раз занимаемся черновой работой, а дальше время покажет.

Сценарист, режиссер и продюсер Андрей Курейчик также считает, что недорогие фильмы — правильное решение. Все дело в ёмкости белорусского рынка: она небольшая и затратные проекты в нашей стране не окупаются.

— Если снимать для внутреннего рынка, то, чтобы ленту показали как можно больше кинотеатров, истории должны быть ориентированы на белорусского зрителя. Успех кино — это личности и фамилии, — считает Андрей Курейчик. — Также необходимо вкладывать средства в развитие высокого искусства, поддержку культуры и образования. Это не окупается, но нужно понимать: таким образом инвестируем в будущее. Необходимо снимать фильмы в кооперации с разными государствами. Тогда картина попадет и на внешний рынок.

Еще одна ощутимая проблема, которую озвучивают киношники, — недостаток квалифицированных кадров. Одаренные выпускники творческих вузов нередко находят применение своим талантам за рубежом, чаще всего в России. Привлечь способных авторов в Беларусь можно в том числе и рублем. К примеру, только у нас преду­смот­ре­ны выплаты в размере 5 % от проката. Это может стать стимулом для создания достойного продаваемого кино как для молодежи, так и для мэтров.

По словам заместителя начальника отдела по кинематографии Министерства культуры Беларуси Алексея Безуглого, в Беларуси стопроцентно финансируют дебюты, детское кино, кинолетописи и проекты, поддерживающие белорусскую историю и культуру.