Факты. Анализ. Комментарии

Критерии и оценки

Сегодня в центре нашего внимания белорусско-украинские отношения, новый российско-белорусский спутник, введение безвизового режима в нашу страну на 5 дней и изменения в закон «О защите прав потребителей»

    Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:

— Если оценивать нынешний уровень белорусско-украинских отношений по пятибалльной шкале, то, наверное, поставил бы им четверку. Они, в отличие от отношений с некоторыми странами на постсоветском пространстве, за последние три года не только не деградировали, но в каких-то направлениях даже улучшились. И в этом заслуга прежде всего белорусского руководства, поскольку ему удалось удачно сбалансировать свою позицию в ситуации между Украиной и Россией, занять роль арбитра как в политических, так и в экономических процессах. Минский переговорный процесс, подписанные в его ходе соглашения, рост взаимной торговли, использование Украиной Беларуси как драйвера для выхода на рынки СНГ, ЕАЭС — явное тому свидетельство.

Сегодня утром я специально открыл социологический опрос, проведенный в январе 2017 года группой «Рейтинг». Согласно ему, Александр Лукашенко является наиболее популяр­ным международным лидером в Украине. Его кандидатуру поддержали 63 % принимавших участие в опросе. Следом идут канцлер Германии Ангела Меркель — 56 %, президент Литвы Даля Грибаускайте — 51 %, президент Польши Анджей Дуда — 49 %, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев — 37 %, президент России Владимир Путин — 10 %. Так что глава белорусского государства — наиболее популярный иностранный лидер в Украине.

К белорусам в целом как нации, стране отношение еще лучше. Для части украинцев белорусская модель считается примером стабильности, постсоветской модернизации без утраты потенциала. Для населения, скажем так, более европеизированных взглядов Александр Лукашенко является достаточно умным, проницательным, дальновидным политиком, умеющим балансировать, развивать много­векторность.

Белорусским миротворческим инициативам можно по-доброму позавидовать. Беларусь вместо Украины стала мостом между Востоком и Западом, страной-посредником в урегулировании украинского конфликта. Безусловно, это огромные успехи белорусской дипломатии, белорусского руководства. И сегодня Беларусь — одна из немногих стран, которая может эффективно выполнять роль арбитра в конфликте в Украине, даже может обеспечить инфраструктуру его завершения. Потому что в одинаковой мере белорусский лидер может говорить как с украинским, так и с российским президентами. В нашем постсоветском окружении, возможно, только лидер Казахстана может такое, но Казахстан географически удален. Любые миротворческие инициативы белорусского руководства я приветствую, они имеют шанс на реализацию. Но, конечно, для того чтобы они были абсолютно эффективны, необходимо привлекать и страны ЕС, и США.

Уже сегодня Беларусь является драйвером для Украины по выходу на рынок ЕАЭС. В свою очередь Украина — большой рынок для белорусских товаров. В Украине представлен широкий ассортимент продукции из Беларуси — от машиностроения до продуктов питания. Кроме того, Украина сегодня обладает очень интересной для Беларуси инфраструктурой, прежде всего морскими портами. Доступ к украинским портам позволит Беларуси диверсифицировать свою торговлю.

Кроме того, нужно говорить о возможном участии Беларуси в украинской инфраструктуре. В Украине запланирована огромная программа приватизации на этот год — на 17,5 млрд гривен. Несколько тысяч предприятий будут приватизированы. Украина ждет от Беларуси инвестиций, которые также в интересах Беларуси. Белорусские инвестиции лишены политических обременений. Поэтому, мне кажется, необходимо развивать сотрудничество в этом направлении.

Ничто не мешает нашим странам сотрудничать. Главное, что удалось сохранить Украине и Беларуси, — это доверие между лидерами, странами, народами. Но, думаю, время для длительных договоренностей наступит в 2019 году после выборов в Украине.

Это огромный кредит доверия, который белорусский народ, белорусская экономика может в полной мере использовать.

Филипп Гулый, председатель правления Республиканского союза туристической индустрии:

— Введение безвизового режима в Беларусь на пять дней повлияло на расширение географии иностранных туристов. Мы видим спрос и рост. Единственное, что пока это в основном индивидуальные активные туристы. Очень много бизнесменов, гостей, которые приезжают сюда не только с туристическими целями. Организованные группы приедут к нам чуть позже, потому что глубина планирования отпуска или составления туроператором программы занимает год.

Белорусские туроператоры к середине июля представили предложения по всем своим продуктам уже на 2018-2019 годы. То есть на весенних выставках, которые проходили за рубежом, белорусские туроператоры торговали 2018 годом, поэтому мы увидим результат только с апреля нового года. Этим воспользовались пока те, у кого была возможность добавить нашу страну в свои организованные цепочки. Но основной рост мы увидим только в следующем году.

Пятидневный безвизовый режим способствует росту связей с Литвой и Латвией, также увеличилось в этом году количество австралийских туристов и экскурсионных групп из Израиля. Причем групп классического туризма, а не нос­тальгического, этнографического или религиозного. Поскольку Беларусь ориентируется на авиационное сообщение, то речь идет о радиальных турах, когда люди приезжают в Минск и в течение пяти дней осматривают окрестности. Вокруг столицы можно устроить дни военно-патриотические, этнографические, природные, культурно-познавательные, замковые и также осмотреть саму столицу. Важно, что сейчас стала возможной и реализуемой цепочка для иностранных туристов из Китая, Индии, Америки и других государств.

Петр Витязь, руководитель аппарата Национальной академии наук Беларуси:

— По прогнозам, новый российско-белорусский спутник дистанционного зондирования Земли будет стоить около 180 млн долларов. В эту сумму входят все расходы, включая страховку и запуск. Технические параметры согласованы, стоит вопрос открытия финансирования на следующий год. Белорусский «Пеленг» уже приступил к разработке целевой аппаратуры для нового аппарата за собственные средства. Российская корпорация «ВНИИЭМ» тоже за собственные средства разрабатывает платформу. Инновационный проект позволит расширить области применения космической информации.

Новый спутник планируется запустить в конце 2020-2021 года. Он будет включен в действующую российско-белорусскую орбитальную группировку спутников дистанционного зондирования Земли высокого разрешения. Управление и прием информации с него будут осуществляться пропорционально распределенным ресурсам. Спутник будет иметь улучшенные по сравнению с действующим белорусским космическим аппаратом (БКА) технические характеристики. Это позволит существенно расширить круг решаемых с их помощью задач.

Работы над созданием нового космического аппарата ведутся в рамках подписанного меморандума между Национальной академией наук Беларуси и госкорпорацией «Роскосмос». Ранее Россия и Беларусь создали совместную российско-белорусскую наземную инфраструктуру управления белорусским спутником БКА и российским «Канопус-В», а также систему приема и обработки информации, получаемую с них. БКА уже пять лет успешно работает в составе российско-белорусской орбитальной группировки спутников дистанционного зондирования Земли.

Ирина Наркевич, заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли:

— Торговле запретят требовать у покупателя паспорт при возврате денег за товар. Это будет предусмот­рено обновленным проектом закона «О защите прав потребителей». У нас много было вопросов со стороны граждан, что при возврате товара у них требуют паспорт. Много было дискуссий на эту тему, в том числе по защите персональных данных. Поэтому на уровне закона мы вынесли, что нет необходимости при возврате денег за товар требовать у потребителя документ, удостоверяющий личность.

Кроме того, предусмотрен возврат денег в той же форме, что при оплате, если продавец и покупатель не смогли договориться об обратном. Бывают ситуации, когда человек заплатил по карточке, но при получении возврата ему нужны наличные деньги. Он может договориться, эта норма должна работать. Но так как мы стимулируем безналичные платежи, мы должны понимать: если человек заплатил по карточке, деньги ему должны вернуться на карточку.

Много вопросов было и по срокам гарантийного ремонта товаров. Его предполагается увеличить с 14 до 30 дней с согласия покупателя, так как в случаях со сложной техникой не всегда удается вписаться в ныне действующий двухнедельный срок.