Гордость столицы - династии

Путейцы

Шесть поколений славной династии Кривчик почти 150 лет трудятся на Минской дистанции пути

В 1871 году во время укладки Либаво-Роменской железной дороги в Минск вместе с бригадой строителей прибыл молодой рабочий Данила Иванович Кривчик. Родом он был из-под Руденска. Подрядился работать на участке от Пуховичей до Минска в надежде на хороший заработок и лучшую жизнь.

Данила и Степан

Дорога открылась в 1873 году. Кривчик остался при ней путевым рабочим. Позже, увидев старательность молодого человека, его назначили артельным старос­той — так называлась в то время должность бригадира пути.

— Данила Иванович — мой прадед и основатель нашей железнодорожной династии, — рассказывает ветеран труда Белорусской железной дороги (БЖД) Анатолий Кривчик. — Верой и правдой служил на предприятии более 30 лет. В то время железнодорожникам давали участки в городе. Прадед получил земельный надел на том месте, где сейчас Минское отделение БЖД. Это угол улиц Свердлова и Ульяновской. Женился, родились дети, потом появились внуки. Так из поколения в поколение семья там и жила. Мой дед Степан Данилович тоже начинал с простого рабочего на той же Минской дистанции пути. Его стаж более 44 лет. Поднялся по карьерной лестнице довольно высоко, возглавил одну из служб БЖД и даже имел персональный вагон.

У дедушки Степана было 15 детей: 12 сыновей и 3 дочери, включая маму Анатолия Петровича Ольгу. Был человеком очень строгим и требовательным, приучал детей к добросовестности и ответственности. К первому дому пристроил еще два. Сделал три отдельных входа и столько же кухонь. Недвижимость Степан Данилович завещал дочерям.

— А вы, мужики, должны сами все наживать, — говорил он сыновьям.

Ольга

Ольга Степановна продолжила династию. Трудилась на Минской дистанции пути рабочей. Когда началась Великая Отечественная война, все сыновья Степана Кривчика, который к этому времени уже умер, а также муж Ольги ушли на фронт.

— В первые дни войны маме поручили эвакуировать в российскую глубинку группу детей, — продолжает Анатолий Петрович. — Она вывозила их в тыл уже будучи беременной. Выполнив задание, поехала к семье своего брата в Краснодар. Там в феврале 1942 года я и родился.

В войне участвовали все Кривчики. Из 12 сыновей, ушедших защищать Родину, не вернулись 11. Отец Анатолия, Петр Яковлевич, пропал без вести в 1944-м. После Победы мать с сынишкой вернулись в Минск. Пришли к родному дому, а там — огромная яма и

обуглившиеся головешки. Жить было негде, мыкались по случайным квартирам. В 1947 году гор­исполком определил их на жительство в дом к пани Канюшевской

(в районе Комаровки). Ее согласия, правда, никто не спрашивал — такое было время. Платила Ольга за комнату 100 рублей в месяц. Соседка хозяйки дома пани Цыбульская настраивала Канюшевскую против квартирантов и склонила подать в суд на выселение. Однако суд оставил за арендаторами право проживания и установил плату — 12 рублей в месяц вместо 100.

По состоянию здоровья Ольгу на железную дорогу уже не взяли. Она работала то на мелькомбинате, то в магазине, потом устрои­лась в швейную артель. Дожила до 1975 года.

Анатолий

Сколько он себя помнит, в детстве и юности постоянно хотелось есть.

— На Комаровке работал колхозный рынок, — вспоминает Анатолий Петрович. — Мы, местная ребятня, приноровились ходить по рядам и, делая вид, что выбираем товар, понемногу все пробовали. Где жменьку семечек возьмем, где огурец или яблоко, где капусту квашеную продегустируем. Я вместе с другими собирал в городе банки, тряпки, кости, всякий металл и сдавал за деньги в приемный пункт, чтобы хоть как-то помочь матери.

Весной 1955 года в школу, где учился Анатолий Кривчик, пришли инструкторы с Детской железной дороги (ДЖД), которая тогда готовилась к открытию. Набирали группу школьников для обучения и последующей работы на новом объекте. Попал туда и Анатолий.

— Освоил специальности путевого рабочего, стрелочника, дежурного по переезду, проводника, кондуктора, оператора при дежурном по станции, потом и самого дежурного. А было мне всего 14 лет. По окончании 7 классов начальник ДЖД Николай Козловский дал мне направление в Брестский техникум железнодорожного транспорта. Я благополучно сдал вступительные экзамены и стал учиться.

На 3-м курсе финансовое положение семьи немного облегчила оплачиваемая практика. Однако и физических усилий она требовала немалых. В обязанности практикантов входила замена дефектных рельсов и деталей скреплений, негодных шпал и брусьев. Работа была трудоемкой. За лето от тяжестей у Анатолия на плече образовалась вмятина. Но желание постигать профессию по-прежнему оставалось сильным. По окончании техникума в 1960 году выпускника направили на Минскую дистанцию пути.

— Приняли сначала путевым рабочим, — продолжает Анатолий Петрович. — Потом поставили бригадиром пути.

С отличием окончил Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (БИИЖТ) и был назначен начальником лаборатории научной организации труда службы пути БЖД. Затем главным инженером Минской дистанции пути. Десять лет работал секретарем профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей, семь лет трудился в ревизорском аппарате. Завершил карьеру опять же на Минской дистанции пути инс­пектором по безопасности. Сейчас возглавляет ветеранскую организацию Октябрьского района.

— За многие годы изменились технологии, оборудование, но по-прежнему самым важным в железнодорожном деле остаются высокий профессионализм и огромное чувство ответственности, — утверждает путеец. — Это то, что завещали нам прадед и дед.

Нина

С Ниной, своей будущей супругой, Анатолий Кривчик познакомился в Гомеле в БИИЖТ, где она работала в лаборатории и училась на вечернем отделении.

— Ухаживал очень красиво: дарил цветы, подарки, — говорит Нина Кузьминична. — Со свиданий возвращался в общежитие очень поздно, когда оно уже было закрыто. Каким-то чудом поднимался на второй этаж и через окно попадал в свою комнату.

Молодые люди поженились и обосновались в Минске. Нина Кузьминична устроилась техником все на ту же Минскую дистанцию пути и… попала под начало своего супруга. Требовательный руководитель не давал спуску никому, в том числе и жене. Однако она не обижалась, а старательно набиралась опыта. Семью вполне можно назвать счастливой. В этом году Анатолий Петрович и Нина Кузьминична отметили 52-ю годовщину супружеской жизни.

Сергей и Денис

Единственный сын Кривчиков Сергей чуть было не нарушил традицию рода. Еще в школе у него проявились способности к рисованию. Окончил Минское художественное училище имени А. К. Глебова и собирался посвятить себя творчеству. В 1984 году на базе Минской дистанции пути стали создавать музей боевой и трудовой славы путевого хозяйства. Понадобился художник-оформитель. Пригласили Сергея, который затем так и остался на предприятии.

— Наверное, гены притянули, — отмечает Сергей Анатольевич.

Сейчас он ремонтник искусственных сооружений. В его обязанности входят обслуживание и текущее содержание мостов, путепроводов, покраска перил, зимой — очистка пешеходных сходов от снега и многое другое. Творчество осталось для души. Денис, старший внук Кривчиков, тоже продолжил трудовую традицию семьи. Заочно учится в Белорусском государственном университете транспорта и уже третий год работает монтером пути.

— Это помогает мне осваивать профессию инженера с низов, разбираться во всех нюансах и набираться опыта, — говорит Денис.