Увлечения минчан

Шевелите извилинами

Команда «МК» порвала мозг на популярной интеллектуальной игре

 «МозгоБойня» (а речь именно об этой увлекательной викторине) проходит в Минске два раза в месяц на протяжении четырех дней. Знала, что игра пользуется популярностью у минчан. Но такого количества людей, если честно, не ожидала. В начале августа в состязании приняли участие около 4 000 человек. Пришлось арендовать для этого три площадки. В том месте, где побывала команда журналистов, играли 53 дружины.

Первые мозгобойцы стали подтягиваться к 18:30. Присаживались за столики с названием своей команды, заполняли карточку игрока. Тихо переговаривались. Постепенно обстановка становилась более оживленной — пришедшие обменивались рукопожатиями, обнимались со знакомыми, смеялись и шутили. И, конечно же, воздух вибрировал от предвкушения выброса адреналина, азарта, интеллектуального драйва.

Правила игры простые: семь туров, в каждом по семь вопросов. Задания первых шести демонстрируют на экране примерно минуту, зачитывают вслух, затем еще раз быстро повторяют. После ведущий говорит: «Время пошло» — и запускает обратный отсчет 100 секунд, в течение которых команды должны заполнить листок с ответами и отдать его организаторам. И никакой надежды на звонок другу или помощь товарища по имени Google. Команда, замеченная с телефоном, получает незачет, то есть выходит в следующий тур с нулевым результатом.

Момент истины, когда оглашают правильные ответы, наступает после каждого тура. В зале испытываешь целый спектр эмоций — от нескрываемой радости до жуткого разочарования. Некоторые решения настолько очевидны, что так и хочется хлопнуть себя по лбу и прокричать: «Это же элементарно, Ватсон!» Но, увы! Поезд ушел…

От тура к туру публика разогревается, становится жарко в прямом и переносном смысле. Самый горячий и молниеносный тур — блиц — организаторы оставляют на закуску. На каждый вопрос отводится всего 15 секунд, на обдумывание и запись всех ответов на листочек — еще 50. Конкурс для тех, кто любит рисковать и играть ва-банк: ставишь значок, что точно уверен в своем ответе, зарабатываешь дополнительных 2 очка. Таким образом на семи вопросах можно сорвать куш — аж  14 бонусных баллов. Но тут, как говорится, бабушка надвое сказала. Окажешься слишком само­уверенным — улетишь в глубокий минус, так как за ошибку снимают те же 2 очка. Кровь так и бурлит, просыпается даже самый сонный член команды.

Новичков, таких как мы, видно сразу: они бурно реагируют на каждый заработанный плюсик — аплодируют, кричат «ура». В то время как бывалые ведут себя намного сдержаннее, мол, нас уже ничем не удивишь.

Не скажу, что задания предлагают слишком сложные. Серьезных энциклопедических знаний они точно не требуют. А вот сооб­разительности, умения включить логику — несомненно, а в некоторых случаях и хорошего чувства юмора.

Лично мне очень понравился вопрос о номере несуществующего дома, который ассоциируется со Всемирной паутиной. Ответ оказался простеньким и незамысловатым — 404. Эту цифру каждый из нас видит по несколько раз в день, когда несговорчивый Интернет выдает Not Found. Но почему-то в голову она пришла только одному человеку из нашей команды, у остальных «компьютеры» просто зависли.

Искренний смех вызвало задание про ученого, который едет на конгресс читать сногсшибательный доклад. Нужно было угадать, какое растение он надеется получить в результате. Вы уже догадались, какой вариант озвучили многие, в том числе и мы? Конечно, назвали любимую капусту. Скромный же герой истории претендовал всего лишь на… лавр.

Примечательно, что после двух с половиной часов нешуточного мозгового штурма люди уходили из клуба с улыбкой на лице, независимо от того, попали они в чис­ло лидеров или нет. Главное  —не победа, а позитивные эмоции.

Секрет успеха развлекательной игры прост: здесь каждый получает шанс стать звездой. Многие из нас помнят «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг». Родители и дети со всего Советского Союза вместе со знатоками искали ответы на заковыристые вопросы, но лишь в роли сторонних наблюдателей, которым никогда не суждено оказаться за игровым столом. Блещи умом на диване сколько хочешь — кураж все равно не тот. Формат же клубного отдыха позволяет меряться силами всем участникам, зарегистрировавшимся на поединок, чувствовать себя причастным к драйву.

Организаторы отмечают: в основной сезон — осенью и зимой — постоянные игроки составляют примерно 70 %. Приходят с друзьями, коллегами, семьями, в некоторых командах есть и подростки.

Увлеченный интеллектуальным поединком минчанин Андрей попал на «МозгоБойню» по приглашению друга — тот решил отметить здесь свой день рождения. С тех пор прошло 2,5 года. Играют ребята почти всегда в мужской компании, все они выпускники БГУИР, трудятся в области информационных технологий.

— Прийти с работы домой и сесть на диван перед телевизором — это как-то грустно, — считает игрок. — Хочется совместить приятное с полезным: и с друзьями пообщаться, и извилинами пошевелить.

Анастасия подсела на «МозгоБойню» в Барановичах. Не так давно переехала вместе с мужем в Минск, но игру ребята не забросили.

— После окончания университета постепенно начинаешь замыкаться на своей сфере. Кругозор сильно сужается, — поясняет Настя. — Нравится бросать вызов самой себе, выбираться из своей скорлупы, подниматься выше какой-то определенной планки. Плюс ко всему просто весело. Присутствует и здоровое чувство конкуренции. Здесь играют мои коллеги — всегда сравниваем наши результаты.

Катерина Максимова: «Название «МозгоБойня» появилось как среднее между всеми подобными проектами, которые мы с Сашей знали на тот момент за границей. Получилось хлестко, звучно, провокационно».

Придумали «МозгоБойню» в 2012 году минчане Катерина Максимова и Александр Ханин.

— История возникновения игры очень теплая, — улыбается Катя. — Мы долгое время жили в Вильнюсе — учились, работали. Когда приезжали в Минск, все знакомые и близкие хотели с нами встретиться. На общение с друзьями приходилось отводить минимум три дня. Однажды мы решили собрать всех в одном месте — пригласили вечерком в ресторан. Пришли примерно 45 человек. Найти для такого количества общую тему разговора очень сложно, не спрашивать же у каждого: «Что новенького?» Стали их развлекать, задавая вопросы.

Катерина поясняет: они не изобретали велосипед. Формат паб-квизов, когда люди собираются в баре, кафе, ресторане и играют в викторину, ребята подсмот­рели в Литве. Они там участвовали в подобных мероприятиях. Подумали, почему бы не предложить вариант аналогичного досуга минчанам.

— Поначалу это было скорее хобби, мы не думали, что идея интеллектуальной игры может стать коммерчески выгодным делом, — признается Катерина.

Сегодня в Минске в «МозгоБойню» играют около 4 000 человек, в мире сторонников этой развлекательной игры насчитывается более 100 000. Франшизу своего проекта ребята продают около трех лет.

— Сначала подключились 14 городов Беларуси, потом появились запросы из России, Германии, США, Канады, Финляндии, Латвии, Польши, Украины — всего девять стран, более сотни городов, в их числе Санкт-Петербург, Москва, Оренбург, Сочи, Тольятти, Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен, Нюрн­берг, Варшава, Хельсинки, Нью-Йорк, Торонто, — рассказывает Катерина. — Недавно первую игру сыграли в Киеве и Риге, на очереди — Прага, Чикаго, Лондон.

О том, что такой вариант досуга востребован, говорит следующий факт: за последние три года в Минске появились порядка 50 аналогичных проектов.

— Игра — хороший повод для встречи, который ни к чему не обязывает. Народ обменивается контактами, иногда даже появляются парочки, — делится наблюдениями Катерина.

Она вспомнила, что на одном из состязаний в Бресте присутствовали две команды по три человека в каждой, решили объ­единиться. Через полгода парень с девушкой, которые познакомились на «МозгоБойне», сыграли свадьбу. В Минске были два случая, когда во время игры мужчины предлагали своим избранницам руку и сердце.

— Формат такого вечера предполагает какие угодно сюрпризы — от танцев Александра Солодухи и неожиданного стриптиза до пересаживания за чужой стол и струнного квартета в перерывах, — смеется Катерина. — Здесь радушная семейная обстановка. Кто-то называет нас даже сектой, потому что люди, присутствующие здесь, постоянно улыбаются, позитивят и возвращаются снова и снова.