Минское время

Дежурный редактор

Чемпионат мира по легкой атлетике в Лондоне выходит на финишную прямую, а белорусы на этом празднике спорта пока, как застенчивые пареньки на дискотеке: трутся возле желанного пьедестала, но подойти не решаются

Даже довольно скромные достижения первенства двухлетней давности в Пекине, где Марина Арзамасова стала первой в беге на 800 м, а Алина Талай — третьей на 100-метровке с барь­ерами, сейчас кажутся чем-то невероятным.

Особенно обидно получилось с нашей копьеметательницей Татьяной Холодович. По всем прикидкам на главном старте двухлетия Татьяна должна была закружиться в зажигательном танго с копьем как минимум на «бронзовой» позиции. Ведь на этапах Бриллиантовой лиги в этом сезоне Холодович побеждала и была с медалями. А тут — лишь шестая строчка…

Сама Татьяна сослалась на невезение, которое подстерегло ее в секторе. По ее словам, не повезло ей и на Играх в Рио. И тут случился рецидив невезения. Но как-то грустно всё это слушать.

С неплохим результатом подходил к Лондону и молотобоец Сергей Коломоец — 77,52 м. С таким показателем на Олимпиаде в Рио, например, Сергей стал бы четвертым. А в Лондоне получилось что-то невразумительное. В лучшей попытке молот улетел на 71,90 м… М-да, так танцпол точно не зажжешь.

Немного удивил комментарий, данный Коломойцем сайту Белорусской федерации легкой атлетики: «Общее состояние было хорошим. Могу сказать лишь, что технически еще не сформировал все движения».

Так, стоп! Что значит «технически не сформировал движения»? Как вышло, что на чемпио­нат мира спортсмен приехал, так сказать, технически не сформировавшись? Или произошло какое-то искажение смысла высказывания? Недопонимание?

А как объяснить, почему наша прыгунья с шес­том Ирина Жук, имея в сезоне неплохой результат — 4,6 м, не справилась в Лондоне даже с начальной высотой 4,2 м? Застенчивость, не иначе.

Кому скромность чужда от рождения, так это прославленному ямайскому спринтеру Усейну Болту. Даже заняв на своей коронной стометровке третье место, бегун все равно остался королем лондонской дискотеки. А все потому, что после этого форума Болт завершает свою блистательную карьеру. Количество наград, которое насобирал Усейн, не влезет ни в один ямайский сервант. 8 золотых олимпийских медалей и 11 побед на чемпионатах мира — это только верхушка драгоценного айсберга.

И если кто-то думает, что Болт уходит из спорта побежденным, тот сильно ошибается. Ну да, обставил его американец Джастин Гэтлин на лондонских 100 м. Но кто такой Гэтлин? По сути, допингист-рецидивист. Человек, дважды дисквалифицированный за употребление допинга и все еще не отлученный от спорта. Именно это первым приходит в голову, когда вспоминаешь об основных заслугах бегуна. Болт — другое дело.

И в отсутствие особых поводов для оптимизма, которые дали бы белорусские легкоатлеты, хочется порадоваться хотя бы за то, что нам с вами довелось жить в одно время с уникальным человеком, самым быст­рым в истории спорта, чьи рекорды наверняка еще долго останутся для соперников недостижимыми.

______________________________________

9:00. Запіс тэлепраграмы

У Белтэлерадыёкампаніі здымаюць праграму, прысвечаную 135-годдзю з дня нараджэння народнага паэта Беларусі Якуба Коласа

Раніца. У Белтэлерадыёкампаніі чакаюць гасцей. З  хвіліны на хвіліну прыедуць прадстаўнікі знакамітай сям’i: малодшы сын Якуба Коласа Міхась Міцкевіч і ўнучка Марыя Міцкевіч.

Міхась Канстанцінавіч у мінулым годзе адзначыў 90-годдзе.

У сувязі з памятнай датай Якуба Коласа для тэлеканала «Беларусь 3» ствараюць праграму «Майстры і куміры», прысвечаную жыццю і творчасці пiсьменнiка. Хранаметраж — амаль гадзіна.

— Гледачы пазнаёмяцца з фондамі, якія наліч­ваюць тысячы адзінак тэлевізійнай прадукцыі. У праграме пакажуць архіўныя запісы, якія шмат год захоўваюцца ў Белтэлерадыёкампаніі. Гэта рэдкія, унікальныя кадры з удзелам знакамітых беларускіх дзеячоў. Вядучая Марына Драгіна, — патлумачылі ў прэс-службе медыяхолдынгу.

Пакуль студыя рыхтуецца да запісу, а над героямі працуюць грымёры, ёсць колькі часу паразмаў­ляць з нашчадкамі Песняра. Міхась Канстанцінавіч адразу папярэджвае: яго ўспамінаў хопіць на некалькі гадзін размовы.

Наўрад ці ўсе яны змесцяцца ў які-небудзь артыкул. Аповед пачынае не з прафесійных заслуг бацькі, а з яго асабістых якасцяў.

— Колас быў ціхім, спакойным, добрым, чуллівым і клапатлівым. Я памятаю яго мяккім і маўклівым чалавекам, — гаворыць Міхась Міцкевіч.

Нягледзячы на тое што шмат працаваў, Якуб Колас заўседы знаходзіў час для сям’і. Асабліва любіў бываць за горадам, на прыродзе. Ха­дзіў з дзецьмі па грыбы і на рыбалку.

— Гэта ў яго атрымлівалася па-майстэрску. Бывала, што збіралі па некалькі сотняў грыбоў. Потым сушылі іх і дарылі гасцям — лічылася добрым прэзентам, — працягвае суразмоўца.

Таксама Міхась Міцкевіч успамінае, што бацька прывозіў шмат рознай літаратуры, у тым ліку і замежных аўтараў. Дома была хай і невялікая, але свая бібліятэка. Яшчэ хлопчыкам Міхась стаў чытаць сур’ёзныя творы, якія не кожны дарослы здольны зразумець.

— У дзяцінстве мне здавалася, што Колас наогул нічога не чытае. Ніколі не бачыў яго з кнігай. Ужо потым я стаў заўважаць, што ён, калі знаёміўся з якім-небудзь творам, проста яго прагортваў. А потым вельмі хутка рабіў аб ім выснову — добры ці не, даваў поўную характарыстыку. Мяне гэта заўжды здзіўляла і ўражвала. Памятаю, я прачытаў нейкі твор Аляксандра Дзюма, ужо не скажу менавіта які, і вырашыў пахваліцца перад бацькам. Ён адказаў, што гэта пустая літаратура, бо, на яго погляд, у ёй няма душы, — працягвае Міхась Міцкевіч.

Падчас гутаркі доўгажыхар распавядае таксама пра Мінск. У гады яго дзяцінства горад быў зусім іншым — маленькім, правінцыйным, усе адзін аднаго ведалі. У цэнт­ры можна было ўбачыць звычайныя вясковыя хаты, агароды, тратуар з дошак. Але той Мінск не захаваўся — згарэў, быў зруйнаваны ў гады вайны.

— Не захавалася і шмат чаго з напісанага бацькам — таксама згарэла. Напрыклад, верш «Сон ці я». У канцы 1920-х — пачатку 1930-х у Саюзе пісьменнікаў ладзілі капуснікі. Танчылі, спявалі, чыталі вершы. І аднойчы Колас дазнаўся аб тым, што Андрэй Александровіч рыхтуе твор пра старую гвардыю пісьменнікаў. Здаецца, называўся ён «Плямы на сонцы». Тады Колас напісаў свой верш. Ён не захаваўся — у памяці засталіся толькі абрыўкі. Сэнс верша такі: на Парнас ідуць паэты Гук і Водгук, і адзін з другім не пагаджаецца, хоць яны і аднолькавыя… Памятаю такія радочкі: «Ад Якуба дзядзькі Коласа не пакінем нават воласа, а з Бядуляю — тым крывуляю — мы пакончым адной дуляю». Пасля гэтага Александровіч не стаў чытаць свае вершы.

Міхась Міцкевіч працягвае распавядаць. Але трэба ўжо спяшацца на запіс. На жаль, не ўдаецца даслухаць гісторыю пра тое, як Колас напісаў жартоўную эпіграму на свайго таварыша Янку Купалу.

Магчыма, гледачам «Беларусь 3» пашчасціць пачуць гэты аповед цалкам.

______________________________________

13:00. Репетиция артистов цирка

Российские артисты из цирка Никулина захватили минский манеж на целый месяц. Зачем?

Вот уже вторую неделю в нашем цирке гостят гимнасты из Москвы. И пока администрация готовится к первому Минскому международному фестивалю циркового искусства, российские артисты усиленно что-то репетируют. Мне рассказали, что номер секретный, чем только раззадорили любопытство. И вот я уже у служебного входа в цирк, где меня встречает руководитель проекта Алишер Алиев. Ба! Так номер «Качели» под его руководством зрители видели на нашем манеже в весенне-летней программе «Небывальщина».

— Конечно, ничего секретного здесь нет, просто готовим шоу для… циркового фестиваля в Монте-Карло, — улыбается Алишер и приглашает на репетицию.

На высоте метров двух в манеже натянута сетка, под куполом несколько артистов выполняют какие-то трюки. Еще несколько разминаются внизу.

— Номер уникальный, даже корейцы и китайцы такого не делают, — мечтательно смотрит вверх Алишер. — Аттракцион состоит из четырех частей: партерный полет, вольтижирование, большие перелеты под куполом и трюки на доске там же.

Всего задействованы 11 акробатов, которые ежедневно репетируют до поздней ночи.

— Юля, ну куда ты ему в плечо прыгаешь! — негодует известный в цирковом мире режиссер Александр Гримайло. — Давай еще раз.

По словам Алишера, этот человек берется только за те шоу, которые обязательно станут успешными. Вот и в Минск он приехал, чтобы номер стал лучшим. Кстати, секретность на манеже все-таки присутствует. Нет музыки, под которую будут выступать артисты. И костюмов. А ведь в современном цирке наряду с трюком огромную роль играет и подача номера.

— Осенью мы покажем номер на гаст­ролях в Нижнем Тагиле, где совсем недавно реконструировали цирк, — отмечает Алишер. — А в январе, обкатав шоу, повезем его в Монте-Карло. В Минске? Мы пообещали руководству Белгосцирка, что приедем к вам через год.

Но минчанам скучать не придется. Уже через месяц наш цирк примет первый Минский международный фестиваль циркового искусства, посвященный 950-летию города. Список артистов огромный, география — весь мир. Приедут гости из Австралии, Египта, США, Германии, Вьетнама и даже из самой закрытой страны — КНДР. Кстати, билеты на фестиваль, который пройдет с 21 по 24 сентяб­ря, уже поступили в продажу.

______________________________________

9:30. Патрулирование пляжей

Как проходит обычный день на спасательной станции Цнянского водохранилища

Хотя смена начинается в 10 утра, в 9:30 на базе уже вовсю кипит работа. Моторист заправляет катер и проверяет его исправность, водолазы готовят снаряжение, медсестра проводит медосмотр. На вахте дежурит матрос — он осмат­ри­вает территорию в бинокль. Несколько спасателей идут к лодке. Один остается на берегу. Сегодня ему еще не раз придется повторить классическое: «Молодой человек, не заплывайте за буйки!» и «Девушка на матрасе, держитесь поближе к суше!»

У водолазов по расписанию — тренировочные погружения. Они должны поддерживать себя в форме.

Пляжи патрулируют каждый час. В особенно жаркие дни — каж­дые 20 минут. Осторожно сажусь в катер. Александр Чечнев, водолаз-спасатель первого класса, помогает мне надеть жилет. Рядом лежит все необходимое для спасательной операции: акваланг, гид­ро­костюм, маски, ласты. Кроме водолаза и моториста на катере медсестра.

— Самая большая беда — нетрезвые люди, — отмечает водолаз. — Вот была история. На пляж пришли ребята-неформалы. Один — в кожаной куртке на меху, джинсах, берцах. А жара тогда стояла страшная. Он еще и выпил, и потом решил окунуться. Отошел метров 20 от берега, лег на воду, уснул и утонул. Спрашиваю у другого из этой компании: «Сколько выпили?» — «Одну бутылку пива». — «А если точнее?» — «Две». — «Точнее!» — «Три бутылки водки»… Смотрю, а в кустах шесть пустых бутылок: три из-под водки, три из-под пива.

Правда, в последнее время на берегах водоемов распивают реже. Поддерживают порядок сотрудники ОМОН, которые ежедневно пат­рулируют пляжи.

— Мы иногда берем на катер одного омоновца и проезжаем с ним вдоль берега. И всё — больше за буйки никто не заплывает, — улыбается Александр.

Замечаю, что многие плавают на надувных матрасах. За ними спасатели приглядывают особенно внимательно. Бывает, люди засыпают, и матрас относит далеко от берега. Одно неверное движение — и человек уже под водой. Опасны и надувные круги, особенно китайского производства: они могут легко лопнуть.

Подплываем ближе к суше. Оказывается, именно у берега чаще всего и тонут люди. Правда, на Цнянском водохранилище такого не случалось уже два года. Сего­дня отдыхающих не так много. А вот с пятницы по воскресенье спасатели в постоянном напряжении: на пляж приходит от 5 тысяч до 7 тысяч человек.

—У нас тут, как на югах! — смеется начальник станции Георгий Жебровский. Цнянку он называет жемчужиной Минска. Сегодня здесь все спокойно.

Дежурство заканчивается в 10 вечера. Ночью на станции несут вахту матрос и моторист. В случае чего они окажут помощь.

______________________________________

12:00. Соревнования по дрэг-рейсингу

Около полусотни автомобилистов и мотоциклистов собрались на республиканском полигоне для испытаний мобильных машин «Липки», чтобы принять участие в четвертом этапе Кубка городов

На полигоне слышен рев моторов — участники разогревают и в последний раз испытывают свои любимые авто.

Собрались спортсмены не только Беларуси, но и стран ближнего зарубежья. До начала соревнований достаточно свободного времени, так что зрители не упус­кают возможности прогуляться по автопарку, рассмотреть автомобили и мотоцик­лы, посидеть в них и сделать фото. Ведь на городских улицах редко увидишь в таком количестве спортивные, оригинально тюнингованные машины.

Нельзя не отметить организацию самого мероприятия. Удобные места для наблюдения за гонками, торговые точки. Особое внимание — безопасности зрителей: машина скорой помощи, экипаж ГАИ, сотрудники ОМОНа. На полигоне работает спецмашина. После серии заез­дов она двигается впереди колонны, мигалками предупреж­дая, что трасса занята.

Одно из ярких зрелищ — парад автомобилей. Машины по очереди выезжают и становятся в ряд, тем самым дают возможность еще раз полюбоваться ими. Ведущий представляет каждого участника, его авто, а главное — сколько лошадок под капотом.

Заезды проходят по парам и начинаются по зеленому сигналу светофора, специально установленного организаторами. По условиям заезда на дистанции 402 м необходимо развить максимальную скорость. Зрители ее могут увидеть на табло, а участникам по возвращении на автопарк выдают бланк с результатом.

— В гонках участвую уже лет 7, около 3 — на этой машине, — делится впечатлениями водитель Audi R8. — Нам, парням, это нравится. Трудно передать, что чувствуешь, когда остаются считанные секунды до старта и твой мотор заревет.

От каждого заезда мурашки по коже, переполняют эмоции. С какой важностью подъезжает водитель к старту, начинает разогревать свою тачку, отчего мотор ревет только больше, а из-под шин валит дым. А главный момент — когда участник показывает все, на что способен его четырехколесный друг. Безусловно, рейсеры покоряют публику своим бесстрашием, развивая скорость до 200 км/ч, а то и ­больше.

На протяжении гонок ведущий комментирует заез­ды, а в перерывах проводит конкурсы, в которых могут поучаствовать как взрослые, так и дети. Каждый получает подарок: авто­ароматизатор, кружку или канистру с топливом.

Диджеи пытаются привлечь внимание публики и потягаться силой звука с ревущими моторами. Получается далеко не всегда. Хотя в некоторых случаях сам ведущий предлагает послушать рычание движков в чис­том виде. Для пришедших на состязания это самая волнующая музыка.

______________________________________

14:30. Игровая тренировка женской сборной по борьбе

Белорусская команда проводит заключительный этап подготовки перед чемпионатом мира, который начнется в Париже менее чем через две недели

Накануне созвонился с главным тренером команды Олегом Райхлиным, чтобы уточнить время и место тренировки. Наставник предупредил, что занятие будет не на ковре. У девчонок по планам игровая тренировка на свежем воздухе.

Прибываю в олимпийский спорт­комплекс «Стайки», а здесь полным ходом идут строительные работы. Рабочие меняют коммуникации. Говорят, что объект готовят к Европейским играм, которые пройдут в Минске в 2019 году. Добираюсь до площадки, где все барышни уже в сборе. Часть из них играет в баскетбол. Среди них узнаю титулованных Марию Мамошук, Василису Марзалюк, Ванессу Колодинскую, Ирину Курочкину. Игра своеобразная — без ведения мяча, с захватами за корпус.

— Мы называем это борцовским баскетболом, — рассказывает Олег Райхлин. — Со стороны кажется, что вариант жесткий. Но девушки делают всё, чтобы не травмировать друг друга. Игра учит молниеносно принимать решение. Получил мяч, отдал пас, чтобы тебя не накрыли, сам открылся и совершил бросок. Иначе проиграешь.

Наблюдаю несколько минут за игрой. Получается вполне симпатично. Барышни дорожат мячом, не жадничают с пасами, поддерживают друг друга и соперниц. Да, снайперские способности порой хромали. Но сольные проходы с броском из-под кольца получались на ура.

На соседней площадке еще часть представительниц борьбы, вызванных на сбор, резались в футбол. Игра была не менее эмоциональной, нежели у баскетболисток. В каждой команде были парни — их привлекают из юниор­ской сборной по вольной борьбе на период подготовки. Во время работы на ковре мальчишки выступают в качестве спарринг-партнеров, а также принимают участие в игровых тренировках. Конечно, они во многом делают погоду в футбольном матче, но некоторые барышни удивили своим уровнем. Например, Кристина Федорашко.

— Когда-то она попадала по катящемуся мячу один раз из трех, — вспоминает Олег Райхлин. — А сейчас одна из лучших. Может и пас хороший отдать, и гол организовать.

Под слова тренера Кристина в чужой штрафной с лета забивает красивый мяч. Но ее команда все равно уступила в серии послематчевых пенальти. А это значит, что проигравшие берут на спину оппонентов и катают два круга по площадке. Причем бегом…

Наставник улыбается, наблюдая за действом. Говорит, что такие тренировки очень важны в подготовке — они разгружают психологически, заряжают эмоциями, дают физическую нагрузку, сплачивают коллектив. И, главное, помогают побеждать на ковре.