Культура и История

Буря в полумраке

Чем сегодня живет Национальный художественный музей

— Нет-нет, с чашечкой кофе не пускаем, — смотритель вежливо заворачивает посетителя.

Музейное арт-кафе за стенкой выставочного зала. А здесь пища сугубо духовная. Произведения Ивана Айвазовского и других маринистов показывают в нескольких помещениях. Одно из них разгорожено, и огромному полотну «Буря на Азовском море в апреле 1886 г.» отдано большое пространство — пусть зритель почувствует мощь моря и талант художника.

«Город. Архитектура. Мы» — так называется выставка, которая 16 августа откроется в галерее главного корпуса. Представлены живопись, графика, скульптура. В арт-кафе — экспозиция фото «Минск 1950-1960 годов»: снимки художников Н. Михолапа (он был до войны директором НХМ) и А. Тычины. На улице Ленина установлены три ситилайта «Мiнск вачыма мастакоў» с репродукциями картин Г. Ващенко, М. Данцига и П. Гавриленко.

Полумрак. Посетители, среди которых немало детей, полулежат в креслах-мешках. Звучит медитативная музыка в исполнении терменвокса. Кстати, это редчайший случай услышать звучание гениального изобретения Льва Термена. Необычная музыка накатывает волнами, как настоящая вода на холсте. Море затягивает. Из комфортной полутьмы нет желания выходить. Но приходится, так как рабочий день в разгаре и надо о многом поговорить с генеральным директором художественного музея Владимиром Прокопцовым.

— Выставка, приуроченная к 200-летию мастера изображения бурь и кораблекрушений, стала событием для Минска. Несмотря на сезон каникул, каждый день залы заполнены. А чтобы все желающие смог­ли насладиться маринистами, мы снизили цену до одного руб­ля, — говорит гендиректор.

— Владимир Иванович, вы возглавляете музей 19 лет и видите явления в их динамике. Не теряют ли люди вкус к подлинникам и оригиналам? Гаджеты произвели революцию, и молодежь, скачав произведения культуры, смотрит, а точнее, просматривает их на экране смартфона. Эрзац, увы, побеждает…

— Не согласен, — вскинулся Прокопцов. — Вы же видели, как много молодежи сейчас у Айвазовского! Но проблема есть. Недавно было проведено совещание с заместителями глав администраций города насчет музейной педагогики. Разрабатываем такую модель общения с детьми, чтобы эстетическое воспитание происходило ненавязчиво.

Читайте также:  Цветы жизни

— Еще какие новые формы работы берете в оборот?

— Музей — живая планета. Зритель приходит и видит картинную галерею. А ведь в недрах музея идет, например, большая работа по восстановлению произведений искусства. В сентябре будем заключать с БГУКИ договор, в котором четко пропишем, как студенты будут входить в профессию реставратора, постигать музейные секреты и особенности. Уверен: они смогут своими реставрациями защищать у нас дипломы. А потом останутся работать. Это очень актуально в связи с предстоящим расширением поля деятельности. Строительство музейного квартала, не­смот­ря ни на что, идет. Каждую пятницу я провожу со строителями планерку. Реконструкция здания на улице Карла Маркса, 24, завершится в 2018 году. Его фасад почти готов. В 2019-м начнутся работы в административном корпусе. В 2021-м подвергнется модернизации главный корпус, вплоть до того, что переформатируем его внутреннее пространство. Отольем в современном бетоне старые скульптуры. Думаю, через четыре-пять лет музейный квартал заработает.

P.S. Поднимаясь из подземного перехода от ГУМа в сторону музея, горожанин читает на вертикальных сторонах ступенек: «Я iду на выставу «Марк Шагал: колер любвi»! Пойдзем разам», «Сардэчна запрашаем. Мастацкi музей працуе без выхадных», «Я iду на выставу «Айвазоўскі i марынiсты». А ты?» Таким образом НХМ рекламирует себя на лестничных маршах.

Что на новенького?

С 10 сентября по 10 декабря нам будут показывать «Сокровища Древнего Египта». Увидим погребальную маску Тутанхамона, мумии, папирусы, ювелирные украшения.

Из Минска в Пекин отправятся 57 живописных картин из собрания НХМ. Их представят в Национальном художественном музее Китая на выставке, которая пройдет с 18 октября по 18 декабря.