Эврика

Дают старт

От идеи до компании с мировым именем. Как айтишникам помогают добиться успеха в бизнес-инкубаторе Парка высоких технологий

В Беларуси не так много сфер, прославившихся своими уникальными инновационными продуктами. Хороший пример — IТ-отрасль. Более чем за 10 лет существования Парка высоких технологий сформировался целый список прорывных продуктов made in Belarus, которыми можно гордиться.

Бизнес-инкубатор ПВТ начал работу относительно недавно — в сентябре 2015 года, но сегодня это одна из ведущих стартап-площадок в стране. За два года через курсы для начинающих предпринимателей бизнес-инкубатора прошли более 200 человек, свои идеи здесь реализует уже третий по счету набор слушателей. За это время для стартапов провели более 90 мероприятий. Их посетили 15 тысяч человек.

— Бизнес-инкубатор — это наш отдел поддержки инновационного предпринимательства и те команды, с которыми мы работаем, — рассказывает заместитель руководителя бизнес-инкубатора ПВТ Михаил Хазан. — Начинающие предприниматели сталкиваются с рядом трудностей. У одних имеется хорошо продуманная идея, но они не знают, как собрать команду и создать продукт. У других есть продукт, но нет опыта тестирования каналов продвижения и запуска продаж. Третьи уже выпустили продукт на рынок, но для расширения деятельности остро нуждаются в инвестициях. Наша задача — способствовать становлению и развитию стартапов, их превращению в успешные IТ-компании и в конечном итоге — вступлению в ПВТ.

Однако стать успешным бизнесменом может далеко не каждый.

— Тем, кто приходит с голыми идеями, мы предлагаем для начала побывать на различных конкурсах и хакатонах (форумах разработчиков) и посмотреть презентации более зрелых проектов, послушать, какие вопросы задают их авторам менторы и эксперты, и самим попробовать ответить на них, — отмечает Михаил Хазан.

Существует множество ментальных ловушек, из-за которых человеку может казаться, что его задумка непременно покорит весь мир, а на самом деле она интересна только ему. В ПВТ говорят: более жизнеспособная структура — команда, когда над проектом трудятся как минимум два человека. Если автор идеи нашел единомышленников,  они смогли договориться об общих целях и сформировать план совместной работы, то это уже можно назвать стартапом. Еще лучше — иметь прототип.

Более продвинутая стадия — стартап-компания. Продукт вышел на рынок, команда учредила юридическое лицо, и появились первые наемные сотрудники. Для размещения компаний в бизнес-инкубаторе предоставляют офисы на конкурсной основе. Отбором перспективных коллективов занимается координационный совет, состоящий из авторитетных экспертов IТ-отрасли и опытных предпринимателей.

Читайте также:  Атака на вирус

Как показывает практика, наибольшего успеха достигают те команды, основатели которых имеют богатый опыт работы над проектами. Например, от попадания в инкубатор до вступления в ПВТ ООО «Мобильная аналитика» (проект SplitMetrics) понадобилось чуть более полугода. Однако до учреж­дения компании ее основатели Евгений Нев­гень и Максим Каменков успели поработать в нескольких стартапах, а со своим проектом SplitMetrics выиграли несколько конкурсов.

— Сейчас в бизнес-инкубаторе ПВТ семь начинающих компаний, — поясняет Михаил Хазан. — Одна из них, ООО «ТУРИНГ АПП», два года подряд — в 2015 и 2016 годах — становилась стартапом года в Беларуси.

Последний раз она получила награду за приложение Eightydays.me, позволяющее создавать бюджетные маршруты для путешественников. Этот электронный помощник предназначен скорее для стихийных турис­тов, которым все равно куда ехать, лишь бы дешево. Для работы с программой необходимо задать нужные параметры, после чего она проанализирует базы данных и предложит свой маршрут с недорогими перелетами, переездами и ночевками. Так, например, на сентябрь с вылетом из Минска программа подбирает двухнедельный отдых в Париже, Барселоне и Порто всего за 574 доллара.

Еще одна разработка стартапов бизнес-инкубатора — сервис iDiscount. Это инструмент, который позволяет создавать и выпускать дисконтные карты в электронном виде, используя только смартфон. Для потребителя удобство заключается в том, что на шопинг необязательно брать с собой десятки скидочных карт, — все они сканируются гаджетом и хранятся в нем.

— Особенность белорусской IТ-сферы в том, что разработчики нацелены на глобальный рынок, поскольку емкость внутреннего очень мала, — резюмирует собеседник. — Причем продукты создают как для широкого круга потребителей, так и для определенной профессиональной среды. Так, у нас есть стартап Aligned Code, способный создавать приложение одновременно для всех распространенных платформ умных телевизоров, а команда MetricsCat обладает богатым опытом в разработке сервисов веб- и мобильной аналитики.

Стартапы бизнес-инкубатора ПВТ