Партизанский район

Человек с повозкой

Необычной скульптуру, не так давно появившуюся в сквере «70 лет МТЗ», назвать можно с натяжкой. Мужчина, устало опирающийся о двуколку, притомившаяся лошадь, в возке — незамысловатый инструмент землекопа…

Есть профессии, о которых сегодня можно только прочесть в книгах. А их обладателей — увидеть лишь воплощенными в камне или металле. Тем более загадочным показалось, почему на Минском тракторном заводе оказали честь не первому тракторостроителю, а вознице.

Оказывается, как раз человек с повозкой стоял у истоков отечественного тракторостроения.

Первым делом самолеты

Исторические корни тракторного завода уходят… в самолетостроение. Мало кто знает, что в 1939 году была поставлена задача построить в Минске авиазавод № 453. И уже в 1940-м в Антоновском урочище (сейчас территория МТЗ) началась большая стройка. Во время войны 60 % производственных площадей было разрушено. Но в 1944 году заводчане все же собрали 136 самолетов Як-9. В планах значилось и далее развивать производство, выпускать конструкции для бомбардировщика Ту-2. Но в мае 1946 года Сталин принял решение возводить тракторный завод. И со всего Советского Сою­за на промышленную площадку стали поступать строительные материалы. Развернулись грандиозные работы. В ­1948-м с конвейера завода должны были сойти первые тракторы.

Сегодня нелегко представить, насколько тяжелым был труд в то время. Послевоенная разруха, отсутствие элементарной механизации, нехватка продовольствия и, самое главное, рабочей силы.

Тпру, подружка верная

В том далеком 1946 году котлованы для установки фундаментов под производственные цеха МТЗ рыли вручную. Все работы легли на землекопов. Со всех облас­тей Беларуси съезжались крестьяне в Минск, чтобы выкорчевывать пни, рыть котлованы, вывозить песок со строительных площадок.

В те годы грабари с их незамысловатыми двухколесными телегами и верными помощниками лошадьми были ключевыми фигурами новостройки.

Изначально слово «грабарь» в белорусском и русском языках означало «землекоп». Но со временем значение слова прочно закрепилось за белорусами. У нас грабарем чаще всего называли человека с одноконной телегой (грабаркой), на которой перевозили во время строительства песок, глину, землю. При этом возница сам копал, загружал и разгружал телегу, совмещая в себе и землекопа, и возницу. Владимир Даль так описывал профессию: «Грабарь — так сами себя называют белорусские землекопы…»

За годы строительства завода грабарками перевезены десятки миллионов кубометров не только грунта, но и различных строи­тельных грузов. Работа грабарей в те годы была построена по вахтовому принципу. Из сельхоз­артелей трудоспособные мужчины своим ходом на повозках отправлялись на земляные работы в Минск. Примечательно, что их труд использовался еще и в 1940 году при строительстве авиазавода. Те, кто выжил в годы войны, пришли на будущий тракторный.

Было бы несправедливо забыть людей, которые своим тяжелым трудом закладывали основу предприятия. Чтобы увековечить их память, отдать им дань уважения, руководство завода приняло решение установить недалеко от центральной проходной скульп­турную композицию «Грабарь». Скульпторы Виктор и Максим Полещуки, Игорь Топчилко в натуральную величину в бронзе отлили фигуру грабаря рядом с грабаркой, в которую запряжена лошадь.