Пешком по городу

Трогательная история

Учитель истории Лицея № 2 Дмитрий Дрожжа придумывает увлекательные городские квесты для школьников. Педагог уверен: запомнить факт из прошлого можно с легкостью, когда его, что называется, потрогаешь живьем

Минск вполне может стать живым учебником истории. В этом убедилась и корреспондент, поучаствовав в квесте по Верхнему городу вместе со школьниками. Ребята идут за своим учителем охотно. Вроде бы каникулы, на часах 10:00 — лежи себе в постели, отдыхай беззаботно. Но четверка добровольцев — воспитанников Дмитрия Дрожжи — явились в назначенное время к площадке возле Минской городской ратуши, в приподнятом настроении, будто пришли не на занятие, а на дружескую встречу.

Сегодня учитель подготовил для них новый квест. Его юные участники отныне уже студенты вузов. В этом учебном году окончили школу. Дмитрий Дрожжа пригласил выпускников, чтобы те помогли протестировать новый интеллектуальный маршрут для своих младших товарищей. Ангелина Костоломова стала студенткой исторического факультета БГУ. В будущем планирует заниматься музейным делом и охраной историко-культурных ценностей. Наберется опыта, а потом создаст что-то свое.

— Не музей, — смеется Ангелина, — экспонатов у меня не будет. Хочу организовывать оригинальные маршруты для туристов, как это делает наш педагог.

Слово «оригинальный» из уст девушки следует воспринимать буквально. То есть таких экскурсий не будет больше ни у кого. Например, путешествие по минскому граффити. Или гастротур по местам, где без вреда для здоровья можно отведать шаурму.

А пока молодежь фантазирует, наставник готовит для них первое испытание:

Учитель ходит с детьми в походы. Говорит, что таким образом вырывает их из зоны комфорта. В поездках по городам предоставляет ребятам возможность заниматься организационными вопросами — покупать билеты, продукты… Ведь обычно за них это делают родители. Порой доходило до смешного, когда в поезде подросток не мог заправить постель.

Определите по старому проекту, что это за здание? Подсказки:  1499 год, Михаил Володкович, Николай I

Ребята сразу нашли ответ. Это здание городской ратуши. В подтверждение разгадки —  селфи на фоне объекта

— 1499 год указан неспроста — Минск получил магдебургское право. Ратуша — символ самоуправления города, — отвечает Ангелина Костоломова.

— А вот что за товарищ такой Михаил Володкович? — задается вопросом еще один участник квеста выпускник Андрей Вышимирский. — Строитель или архитектор?

Ребята немного подискутировали. Пролил свет на таинственную личность педагог:

— С Володковичем связана одна темная история. Это был знатный дебошир и разгильдяй, живший здесь в XVIII веке. Являлся дальним родственником Радзивилла, с его помощью стал членом Минского магистрата. Во время очередного пьяного дебоша Володкович выхватил саблю и ранил несколько человек из городского управления, задев лежавшее на столе распятие. Чаша терпения горожан была переполнена. Его приговорили к смерти. Казнь состоялась 12 февраля 1760 года. Спустя некоторое время в этот день у стен ратуши стали встречать его призрак, искавший мести за скорый суд, — поведал историю Дмитрий Дрожжа.

C личностью Николая I тоже связана легенда. По указу российского императора, в 1857 году главный символ городского самоуправления был разрушен. Правда, коренные минчане отказались участвовать в неприятной процедуре, поэтому пришлось нанимать работников с окраины.

Делаем дружно селфи на фоне здания ратуши — первый этап пройден!

— Наши уроки всегда были интересные. При такой форме работы появляется азарт, — замечает Андрей Вышимирский. — Одни пишут скучные конспекты, а у нас перед глазами всегда был проектор с необходимой информацией. По-другому проходила и проверка знаний. В начале урока — стресс-тест. Учитель задавал простые вопросы, а мы в течение нескольких секунд отвечали. Это развивает сообразительность, что необходимо на ЦТ.

— Не можешь запомнить даты, не станешь учителем истории? — спрашиваю у наставника.

— Особенность современных детей — они лучше, чем мы, воспринимают визуальную информацию. Текстовая в наше время играла большую роль. Изу­чаем тему по истории — детям нужно ее показать, дать прикоснуться в буквальном смыс­ле! У меня, кстати, на даты не очень хорошая память. Но исторические события могу выстроить логически — тогда все укладывается на свои места. Учу этому и детей.

— Лучший результат для вас — десятки в дневниках учеников?

— Результат нельзя мерить числовыми параметрами, скажем, количеством поступивших в вуз или выбравших историчес­кий профиль. Когда человек становится цельной личностью, стремится в жизни пользоваться знаниями и создавать что-то новое, это и есть успех учителя. История как раз подсказывает нам, что нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Но общество все равно спотыкается на одном и том же.

Администрация Ленинского района однажды попросила организовать квест по Лошицкому парку. Дмитрий Дрожжа придумал экскурсию с увлекательными заданиями для детей и их родителей. День семьи удался.

«Северный факел», вольные каменщики, Музыкальный переулок. Определите по подсказкам местонахождение здания

Побродив некоторое время по Верхнему городу, ребята подошли к зданию, где нынче находится Музей истории театральной и музыкальной культуры

Урбанистический туризм — еще одно увлечение учителя истории. Он мечтает объездить все белорусские города, известные архитектурными памятниками, и разыскать на карте страны такие местечки, в которые не приведет ни одна организованная экскурсия. Например, первый такой объект учитель посетил в 2010 году. Это было старое шляхетское кладбище возле деревни Плебань Молодечненского района. Там захоронены повстанцы 1863-1864 годов. Историческое место!

— В начале XIX века в этом здании заседала масонская ложа «Северный факел». Поговаривали, что в нем не было настоящих окон, а только обманки — проемы заделаны кирпичом и поверх покрыты стеклом. Так можно было тайно проводить встречи и ритуалы. Минская масонская ложа существовала с 1817 по 1822 год. В советское время это был жилой дом, в 1990-е он опустел — здание готовили к реставрации. Зато здесь стала собираться неформальная молодежь — рокеры, панки… Стены были исписаны символикой их группировок, — вспоминает Дмитрий Дрожжа.

Кстати, на уроках обществоведения его воспитанники разбирали молодежные субкультуры — копировали их внешний вид, сленг, поведение.

— Субкультура — то, чем мы увлекаемся в молодости, в чем себя проявляем. На мой взгляд, современные субкультуры бесцельные. Когда я учился на историческом факультете, занимался рыцарской реконструкцией. Коллекционирую солдатиков, у меня их больше 2 тысяч из разных стран, — рассказывает Дмитрий Дрожжа.

Между делом обращаю внимание на тот факт, что Верхний город насыщен зданиями с интересной и глубокой историей. Но в наше время его территория — улицы с множеством кафе и ресторанов.

— Есть определенные правила реставрации. Например, здание должно выглядеть так, как выглядело когда-то. А что в нем будет — неважно. Почему бы не посидеть в подвале дома, построенного в XVII веке, не выпить чашечку кофе? Это привлечет туристов! Нет ничего плохого в том, что мы так осовремениваем историю, — считает Ангелина Костоломова.

С ней солидарны и другие участники квеста.