Потребительский клуб

Возвратный механизм

В каких случаях можно вернуть сложно-технический товар

Сразу скажем, что возврату подлежат только некачественные сложно-технические изделия, имеющие производственный брак. Потребитель вправе решать — отдавать вещь в ремонт либо вернуть ее продавцу.

— Если холодильник, телевизор, стиральная машина либо другая бытовая техника оказалась некачественной и недостатки проявились в период гарантийного срока либо в течение 2 лет с момента продажи, то потребитель вправе обратиться к продавцу. А тот обязан провести проверку качества товара, — рассказывает заместитель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Владимир Пучик. — К недостаткам изделия относятся незначительные производственные дефекты, например отпаявшаяся в процессе эксплуатации плата в телевизоре, которая влияет на качество изображения (рябит экран или идут перепады звука). Такой дефект можно устранить во время ремонта, но по законодательству потребитель также имеет право вернуть товар продавцу и потребовать возврата стоимости изделия по цене на день расторжения договора розничной куп­ли-продажи. Например, если вы приобрели товар за 100 рублей, а в день возврата он стоит 150 руб­лей, то именно эта сумма возвращается.

В период действия гарантийного срока проведением экспертизы занимается продавец, он же оплачивает ее. По истечении гарантийного срока, но в течение 2 лет, обязанность найти экспертную организацию возлагается на потребителя. В этом случае продавец также проводит экспертизу за свой счет, но если ее результаты будут не в пользу потребителя, то последний обязан оплатить стоимость услуг плюс транспортные расходы за доставку товара.

Как рассказывает Владимир Пучик, в последние несколько лет увеличилось количество необос­нованных обращений граждан по поводу качества товара. Это случаи так называемого потребительского экстремизма, когда люди пытаются вернуть исправный, но оказавшийся им ненужным товар.

— Можно предположить, что человеку подарили электрочайник, а у него уже есть такое изделие, поэтому гражданин пытается его сдать. Но по законодательству качественные сложно-технические товары обмену и возврату не подлежат. Поэтому потребитель ссылается на ненадлежащее качество изделия либо заявляет, что не получил всю необходимую информацию о товаре и требует расторжения договора по статье 16 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Выход в этой ситуации один — проведение экспертизы, — поясняет собеседник. — Часто гражданин отказывается от экспертизы и обращается в местные исполнительные органы с просьбой оказать содействие в возврате стоимости товара, но без проведения экспертизы это незаконно, поскольку решение о взыскании денег с субъекта хозяйствования может принять только суд. Горисполком в этой ситуации может лишь обязать субъекты хозяйствования провести экспертизу товара.

Как правило, в таких ситуациях качество изделия оказывается надлежащим, также эксперты доказывают, что до потребителя доведена вся необходимая информация о товаре (изготовитель, наименование, сервисный центр, импортер). Из судебной практики могу сказать, что и по 16 статье Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (непредоставление полной информации о товаре) потребители обычно проигрывают иски.

В этом году было два исковых заявления о расторжении договора купли-продажи

по статье 16 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В обоих случаях суд отказал истцам в удовлетворении их ходатайств.