Минское время

Дежурный редактор

Юбиляров принято хвалить, отмечать их успехи, достижения. Минску — 950 лет. И для нас, журналистов агентства «Минск-Новости», и еще почти для 2 миллионов минчан он — лучший город на Земле. Мы здесь живем, радуемся его достижениям и тому, что своим лица необщим выраженьем Минск вызывает неизменное уважение и восхищение у гостей. Город меняется, растет, хорошеет. И, следуя за этими изменениями, в сегодняшнем выпуске «Минского времени» наши корреспонденты отправились по самому длинному маршруту городского общественного транспорта, поднялись на самое высокое здание столицы, увидели самую глубокую станцию метрополитена, побывали в старейшей школе и самом большом парке города, а также встретились с первым белорусским олимпийским чемпионом Сергеем Макаренко, который накануне собственного юбилея дал мастер-класс юным гребцам.

____________________________________________

9:00. Самый длинный маршрут 

Какие пейзажи можно увидеть, проехав по самому длинному маршруту автобуса № 84

Малиновка — это шум машин, несущихся по МКАД, виднеющиеся вдали трубы ТЭЦ-4. Здесь, на первой остановке 84-го автобусного маршрута «ДС Малиновка-4», начинается путешествие по самому длинному маршруту общественного транспорта в городе. Захожу в салон, компостирую талончик — и в путь. На первых двух-трех остановках пассажиров совсем мало, в основном это школьники и бабушки с сумками. Проезжаю «Слободской проезд», «Малиновку-7», «Гаражи». На последней остановке входят контролеры, пока еще в форме, проверяют оплату проезда у пассажиров. Зайцев нет!

За окном сменяются городские пейзажи: вначале были спальные микрорайоны и промышленные постройки, затем автобус обогнул парк имени М. Павлова и выехал на проспект Дзержинского, насыщенный объектами социальной инфраструктуры. Слева остаются ТРЦ «Титан», ТЦ «Кирмаш», кинотеатр «Берестье», а справа выстроились, словно океанские лайнеры, корпуса Студенчес­кой деревни… Любуюсь ими не только я, но и пассажиры-студенты. Слышу, как ребята радостно обсуждают плюсы жизни в общежитии: не придется переплачивать за съемное жилье, да и в общаге весело. С нос­таль­гией вспоминаю свои недавние студенческие годы, а автобус тем временем приближается к остановке «Аэро­порт Минск-1». Здание аэровокзала, освещенное полуденным солнцем, восхищает изя­ществом и точностью линий. Построено оно более полувека назад по проекту архитектора Георгия Заборского.

На автовокзале «Восточный» вовсю кипит жизнь: здесь проходит ярмарка, играет музыка, на улице торгуют снедью, одеждой, игрушками.

Пересекаем Партизанский проспект и выруливаем на Долгобродскую с ее индустриальными пейзажами. Проезжаем три завода — тракторный, шес­терен и электротехнический.

Движемся по улице Аннаева, названной в честь Героя Советского Союза туркмена Ораза Аннаева, погибшего при освобождении Белоруссии  во время Великой Отечественной войны. Меняется и картинка за окном: частный сектор с его уютными домиками в окружении яблонь и цветов, узкие дорожки и практически полное отсутствие прохожих. Путешествие завершается. На конечной остановке «Слепянка» я, последний пассажир, покидаю салон. Поездка из одного конца города в другой заняла 1 час 16 минут. Транспорт проехал более 22 км и совершил 40 остановок.

____________________________________________

9:30. Самый большой парк

Познавательная экскурсия без гида? В парке Победы можно самостоятельно узнать об этом комплексе много интересного

От центрального входа с триумфальной аркой начинаются две параллельные аллеи — Памяти и Славы. Их пересекают поперечные линии мощения из клинкерного кирпича, символизирующие каждый год войны и завершающиеся гранитными элементами — память о солдатах-победителях.

Пройдя по одной из аллей, оказываемся у фонтана «Победа». Информационная табличка на русском, белорусском и английском языках рассказывает о концепции руко­творного гейзера. 53 гранитных элемента, направленных к центральной скульптурной композиции фонтана, символизируют количество дивизий, освобождавших Минск.

— Прямо Стоунхендж! — слышим восторженный детский голос.

Это к фонтану пришел юный гость столицы в сопровождении бабушки. Она тут же начинает фотографировать внука на его фоне.

Вдоль цветочных ручьев направляемся к основной поляне парка с фонтаном «Вечность». Оттуда открывается вид на композицию «Дорога в будущее». О ней можно тут же прочитать на информационной табличке.

Мимо бодро шагают поклонники скандинавской ходьбы. А мы держим путь к Острову птиц. Преодолев мостик, ступаем на островок. По тропинкам прогуливаются влюбленные пары, лавочки у воды заняли компании молодежи. В парке жизнь продолжается, несмотря на пасмурную сырую погоду.

 Вернувшись на большую землю, направляемся по набережной Победителей в сторону пристани. Там всё еще ждут своих рулевых не востребованные из-за ненастной погоды катамараны. Спустя 10 минут оказываемся у миленьких мостиков, ведущих на второй остров в парке — Остров комсомольцев. Здесь спортивные, детские площадки и всевозможные арт-объекты, появившиеся на территории летом. Они также привлекают внимание прохожих: кто-то фотографируется на фоне скульптур, кто-то просто с любопытством читает таблички.

Для одних парк Победы — место отдыха, для других — работы. По газонам  неспешно едут работники зеленого строительства на самоходных газонокосилках. Чуть в стороне от центральной аллеи парка на одной из дорожек остановилась автовышка: идет замена лампочек в фонарях.  Безлюдно только на пляже, на противоположном берегу Комсомольского озера, что, впрочем, вполне объяснимо.

____________________________________________

10:45. Самая глубокая станция метро

Как строят станцию «Юбилейная площадь»

 «Вира!», «Майна!» — команды стропальщиков постоянно звучат на площадке будущей станции «Юбилейная площадь» третьей линии метрополитена. Два мощных башенных крана подают в огромный котлован строительные конструкции и материалы. На противоположной стороне электросварщики со­единяют две части огромной трубы, которые используются для крепления стен котлована. Из него по временному съезду медленно выезжают груженные грунтом «МАЗы».

— В работах на «Юбилейной площади» задействованы 100 человек, — вносит ясность главный инженер СМУ № 1 УП «Минскметро­строй» Дмитрий Шайтер. — В основном это проходчики, механизаторы, монтажники, крановщики, а также обслуживающий персонал. Ведется выемка грунта и крепление котлована. Вывезено около 60 тысяч м3 грунта, что составляет 2/3 от проектного объема. Установлено 150 т металлических конструкций крепления. Уложено 350 м3 бетона в монолитное основание для выхода проходчес­кого комплекса «Алеся».

Этот щит в середине июня завершил проходку левого тоннеля длиной 1 608 м от станции «Вокзальная» до «Юбилейной площади». По заверениям руководителей предприятия, правый тоннель щит должен пройти быстрее — всего за шесть месяцев.

Осторожно спускаюсь в котлован «Юбилейной площади» по металлической четырехпролетной лестнице. Внизу бригада строителей готовит поверхность стены в грунте под устройство гидроизоляции станции. Чуть поодаль работают сразу три экскаватора разной мощности. Им помогает справляться с грунтом бульдозер. В котлован спускается очередной грузовик.

— Эта станция рекордно глубокая в столичной подземке, — продолжает Дмитрий Шайтер. — Глубина ее самой низкой точки — 30 м, что примерно равно высоте шес­тиэтажного здания. С учетом залегания «Юбилейной площади» и близкого расположения жилых домов креплению стен котлована уделяется особое внимание. Наи­боль­шие трудности, с которыми пришлось столкнуться при проведении буровых работ, вызывают геологические особенности этого района. Встречаются валуны диамет­ром до 2 м. Отсюда и трудности с бурением скважин. Завершить строительство станционного комплекса намечено во 2-м полугодии 2019-го.

____________________________________________

11:00. Первый олимпийский чемпион

Первый из белорусов обладатель золотой олимпийской медали гребец Сергей Макаренко провел мастер-класс для учеников СДЮШОР по водным видам спорта

Сергей Лаврентьевич и директор спортивной школы Виктор Латушко общаются на крылечке учреждения. Победитель Игр в Риме — 1960 вспоминает молодые годы, как тренировался, участвовал в стартах. Говорит, что и сейчас мог бы поработать вес­лом в каноэ. К нам подходит чемпион Европы — 2008 по боксу Магомед Нурудинов, который уже завершил спортивную карьеру, и его тренер Хаджимурат Абдулабеков.

— Сергей Лаврентьевич, вы, говорят, 11 сентября отметите свое 80-летие, — уточняет Магомед. — Мои поздравления вам и пожелания здоровья, удачи, оптимизма и всего-всего самого наилучшего. Так держать!

— Спасибо! А вы какими судьбами? — интересуется Макаренко.

— Хаджимурат привел сына в спортивную школу. Хочет отдать в греблю на каноэ.

— Хороший выбор.

Мы перемещаемся к пирсу, где титулованного гостя ждут парни из группы Александра Ломако. Ученики постарше рассекают на каноэ недалеко от берега, а младшие только-только выходят из эллингов — лодочных гаражей.

— Сергей Лаврентьевич частенько приходит на наши соревнования, участвует в церемонии награждения, расспрашивает мальчишек об их успехах, — отмечает Александр Михайлович. — Ученики знают, что он до сих пор работает судьей на турнирах и у него скоро юбилей… Считают за счастье пообщаться с олимпийским чемпионом, послушать его советы, подсказки.

Тем временем гость уже захватил внимание юных талантов. Он рассказывает, как однажды проводил тренировку на Свислочи и прошел по руслу около 10 км, что возле Комсомольского озера стоял деревянный бассейн, где он участвовал в соревнованиях среди военнослужащих. Вспомнил ветеран и о своих достижениях в гребле в молодые годы, пожелал парням из спортивной школы превзойти его успехи. Для этого нужно не пропускать занятия, слушать тренера, упорно работать. Затем Макаренко переключился на старших спортсменов:

— В последнее время на соревнованиях замечаю, что спортсмены вашего возраста гребок делают за счет силы рук. А нужно включать спину. Смотрите, как это делается.

Гость взял весло, стал на колено, как в каноэ, опустил весло в воду и начал демонстрировать технику. У ветерана, которому вот-вот исполнится 80 лет, получалось здорово.

____________________________________________

11:15. Самое высокое здание

Первый и пока единственный в Беларуси жилой небоскреб «Парус» расположился на улице Кальварийской

Его высота вместе со шпилем — 136  м.  4 этажа занимают офисы, 2 — технические помещения, остальные 28 — квартиры с широкими коридорами и высокими потолками.

Во внутреннем дворике сразу обращаешь внимание на странную конструкцию, напоминающую корабельную мачту с рея­ми. Как объясняет гид, главный инженер по обслуживанию здания Вадим Астровка, она обеспечивает «Парусу» дополнительную устойчивость. Нагрузку на несущие колонны контролируют датчики, встроенные в стены. Они постоянно отправляют все необходимые данные на компьютер диспетчера. В случае превышения нагрузки срабатывает сигнализация.

— В «Парусе» действует уникальная противопожарная система, — продолжает главный инженер. — В каждой квартире стоят разбрызгиватели, которые при срабатывании пожарной сигнализации создают водяной туман. Кроме того, есть устройства оповещения, по которым дежурный связывается с жителями в случае опасности. Правда, иногда мы используем ее не совсем по назначению. Например, если кто-то припарковал свою машину так, что другим невозможно выехать из комплекса, мы можем сделать объявление.

Зайдя внутрь, направляемся к лифтам. За 54 секунды один из них бесшумно доставляет нас на 32-й этаж. С непривычки даже закладывает уши, как при взлете самолета. Здесь находятся пентхаусы — двухуровневые апартаменты, в каждом по 5-7 комнат (везде пол с подогревом) и внушительных размеров терраса, с которой открывается потрясающий вид на город. Общая площадь — примерно 700 м2. По словам Вадима Анатольевича, все пентхаусы проданы и сейчас в них идут ремонтные работы.

Половина квартир «Паруса» тоже дождалась своих хозяев. Большим спросом пользуются апартаменты на верхних этажах. Здесь тоже можно наслаждаться панорамой города — из лоджий. Стекло в них закаленное, окна не открываются. Но на каждой есть специальные решетки — ламели, через которые в квартиру поступает свежий воздух с улицы.

Температура внутри всегда комфортная: летом прохладно, зимой тепло. Все благодаря системе вентиляции.

У всех 211 квартир свободная планировка. Есть только несущие стены, установка остальных будет зависеть от желания владельца. Можно сказать, он сам станет архитектором своего жилья.

Спускаемся к двум подземным парковкам. Первая на вид обыкновенная, а вот вторая — особенная. Это мультипарковка, где машины располагаются на двух, а то и на трех уровнях друг над другом. Управляют расстановкой машин с помощью пульта. Скоро каж­дому владельцу места в этом гараже выдадут специальную карточку: прикладываешь к пульту — и машина перед тобой. Всего здесь 143 парковочных места, 35 из них уже имеют владельцев. Ориентировочная стоимость места — 30 тысяч рублей. И еще одна интересная деталь: на парковке исключены случаи отравления углекислым газом. Если уровень CO2 в воздухе превышен, автоматически включается система вентиляции и очищает его от вредных испарений.

____________________________________________

11:30. Самая старая школа

СШ № 10 создавалась как еврейская мужская гимназия, в советские времена славилась математическими талантами, а сейчас делает ставку на изучение китайского языка

Расположение школы шикарное. В самом центре Минска, но в то же время в тихом Броневом переул­ке. Рядом улицы Захарова, З. Бядули, рукой подать до парка Горького.

Широкие лестничные пролеты, высокие потолки — таких зданий сейчас уже не строят. Архитектурные особенности — это, пожалуй, единственное, что напоминает о почтенном возрасте учреждения. Во всем остальном оно самое что ни на есть современное: стены отделаны декоративной венецианской штукатуркой, в кабинетах — новая мебель, мультимедийные установки, интерактивные доски. К нынешнему учебному году СШ № 10 получила от города по-настоящему дорогой подарок — стадион.

— Футбольное поле, зона для игры в настольный теннис, уличные тренажеры, детская игровая площадка — несколько лет назад о таком можно было только мечтать, — не скрывая эмоций, начинает экскурсию по своим владениям директор школы Алла Насевич.

В 2 «А» идет урок музыки. За партами — одни мальчишки.

— Это хоккеисты, — предвосхищая мой вопрос, поясняет Алла Владимировна. — Спортивные классы создали год назад с подачи хоккейного клуба «Юность».

Заходим в гости к первоклашкам. Маленькие ученики смотрят задорно и на все реагируют непосредственно. «Ни капельки не устали», — заверяют они. Впрочем, новички в школе не только малыши. Свой первый урок ведет и молодой специалист — учитель китайского языка Мария Костюкевич. Восьмиклассники рассказывают педагогу о своих музыкальных предпочтениях и любимых исполнителях. Среди ребят есть участники международного конкурса «Китайский мост», стипендиаты посольства КНР в Беларуси. Выпускница нынешнего года получила грант и уехала учиться в Шанхайский университет.

Идем дальше по тихим коридорам. Вся жизнь сейчас кипит за дверями классов. Но через пять минут прозвенит звонок с урока — и школа зазвучит веселыми голосами.

— Дети в любые времена остаются детьми. Шепчутся на переменках, делятся секретами, подшучивают над одноклассниками. Влюбляются. Вместе с ними переживаем все эмоции. Наблюдаем, как они взрослеют, — продолжает разговор директор.

В 10-й чуть более 500 учеников. По меркам столицы учебное заведение небольшое. И в этом его плюс — оно компактное и уютное.

Столетний юбилей СШ № 10 отметила 2 года назад. В 1970-1980-х учебное заведение считалось самой сильной математической школой столицы. Верность традициям в учреждении образования хранят до сих пор.