Экспедиция «МК»

НаВЕЛО на мысли

Вместе с представителем Минского велосипедного общества наш корреспондент проехала по главной велодорожке столицы, чтобы выяснить, насколько она удобна, где по пути можно взять велик напрокат, купить воды, подкрепиться, отдохнуть

«Минск-Арена»

Стартуем напротив спортивно-развлекательного комплекса. Стоит признать: велодорожка сделана добротно. У пешеходов — широкий тротуар, у велосипедистов — асфальтированная трасса. Причем полосы с противоположным движением разделены двумя сплошными. Есть знаки, указывающие направление, а желтая линия дает понять, что парковать свой транспорт здесь запрещено. Покрытие гладкое, без выбоин, так что ехать — одно удовольствие даже для таких неопытных, как я. Правда, под колеса то и дело норовят угодить зазевавшиеся пешеходы. То ли не замечают разметку, то ли намеренно ее игнорируют.

— То же самое происходит и на городских тротуарах, где выделены полосы для велодвижения. И пешеходы, и байкеры час­тень­ко не хотят обращать внимание на дорожную разметку, — говорит

Евгений Хоружий, член правления Минского велосипедного общества. — По­это­му территорию нужно разделять более конструктивно. Например, дорожка — асфальтовая, а тротуар — из плитки. Или сделать границу из рельефно выложенных камешков, которую при пересечении можно физически почувствовать.

Проспект Победителей

Интересуюсь у Евгения, много ли вдоль дорожки точек, где можно перекусить или просто купить воды.

— Одно из самых популярных у велосипедистов — велокафе в парке Победы. Туда удобно заезжать на двухколесном, легко припарковаться. При нем даже есть своя мастерская. Еще одно модное место — заправка возле «Минск-Арены», где собираются не только велосипедисты, но и байкеры. Поздно вечером там столько народа, что владельцы даже решили открыть летнюю террасу. Еще в парке Горького стоят палатки с едой, на Зыбицкой кроме баров, которые открываются только вечером, можно найти несколько кофеен.

Значит, утолить голод можно, не выезжая далеко за пределы велодорожки.

Велодорожку вдоль Свислочи построили в 2009 году. Она соединяет два водохранилища — Чижовское и Дрозды. Длина — 26 км. В самое оживленное время по ней проезжают до 400 велосипедистов в час.

Улица Зыбицкая

И вот мы доезжаем до первого проблемного участка. Это лестница возле моста через Свислочь. Она упирается прямо в велодорожку, и когда человек спускается, велосипедист, выезжающий из-под моста, его не видит и легко может сбить.

— Здесь бы сделать небольшую клумбу или прос­то ограж­дение, чтобы люди выходили чуть дальше, а не прямо ­из-за угла, — размышляет мой спутник.

А если велосипедист захочет попасть в Верхний город прямо с велодорожки, ему придется попотеть. Раньше здесь был удобный съезд, но его демонтировали. Теперь два пути: либо проехать по газону и пробираться по Зыбицкой, либо по пандусу с довольно высоким бордюром, а потом делать много переходов, что не очень-то удобно.

Чтобы попасть в парк имени М. Горького, необходимо совершить объезд по улице Я. Купалы и проспекту Независимости. С моста через Свислочь Евгений показывает демонтированный участок велодорожки:

— Раньше она соединяла два парка — Я. Купалы и М. Горького — и тянулась вдоль набережной. Во время строительства гостиницы возле цирка этот участок закрыли. Потом стройку вообще заморозили, а велодорожку так и не восстановили.

Мастерские:

парк Победы;

пр. Победителей, 111;

ул. Червякова, 3.

Прокаты:

пр. Победителей, 111;

пр. Победителей, 93;

парк Победы;

парк имени М. Горького;

ул. Маяковского, 11;

Лошицкий парк;

ул. Малинина, 35а.

Улица Ленина

Недалеко от завода «Крис­талл» наш путь пролегает через довольно крутой мост.

— Да, со стороны он выглядит красиво, но на прак­ти­ке не очень удобен: на него можно заехать только с разгона, с этим не справляются даже опытные велосипедис­ты — слишком крутой подъем. Непрост и спуск: новички порой теряют управление и влетают в подпорную стенку.

Евгений оказался прав. Самостоятельно заехать на мост у меня так и не получилось, пришлось идти пешком. Зато спуск удался — благо тормоза работают исправно. Правда, везет здесь далеко не всем: знакомая моего спутника однажды сильно расшибла себе бровь, врезавшись в эту самую стену.

Улицы Индустриальная — Серебрянская

Крутить педали все сложнее. Сказывается, что последний раз я каталась на велосипеде лет 10 назад. Озираюсь в поисках какой-нибудь точки общепита, чтобы купить воды, — замучила жаж­да. Но на всем пути от улицы Индустриальной до Лошицкого парка мне на глаза так и не попалось ничего мало-мальски похожего.

— С инфраструктурой здесь все не так гладко, как в Центральном районе, — подтверждает Евгений Хоружий. — Кое-где есть магазины, до которых еще нужно доехать, но вот кафе здесь напрочь отсутствуют. Это и неудивительно. Такой сервис не может появиться только для велосипедистов, невыгодно. Их создают там, где в принципе много людей. Нельзя заставить предпринимателя продавать воду, грубо говоря, в чистом поле. Если завтра похолодает, он попросту останется в убытках.

А что насчет велопроката? Ведь у многих минчан нет собственных двухколесных, а кататься хочется! Как оказалось, найти здесь прокат намного легче, чем кафе. Сразу три находятся недалеко от велодорожки: на улицах Малинина, Маяковского и в самом Лошицком парке. Один час пользования — 4-5 рублей.

— Хочется, чтобы в Минске наконец-то появились автоматизированные прокаты, где не нужно возвращать велосипед в ту же точку, откуда его взял. Достаточно зарегистрироваться в системе, внести абонентскую плату и найти с помощью приложения ближайший велосипед (все они оснащены бортовыми компьютерами). Он может быть либо на станции, либо просто где-то в городе.

Если железный конь неожиданно вышел из строя прямо на велодорожке, то быстро его починить вам не удастся. Недалеко от велобана есть всего три мастерские, и все они находятся в другой части города: в том самом велокафе на улице Червякова и в «Минск-Арене». Так что в Лошице стоит ездить аккуратнее.

Общественная организация «Минское велосипедное общество» (МВО) создана в 2011 году группой активистов. Ее цель — сделать город максимально комфортным для перемещения на велосипеде: с сетью удобных велодорожек и сопутствующей инфраструктурой. Активисты сотрудничают с городской администрацией, ГАИ и другими организациями. Кроме того, МВО стремится создать в стране все условия для велотуризма и в целом популяризирует велосипедное движение.

Лошицкий парк

Здесь практически завершилось строительство нового мос­та через Свислочь, по которому можно попасть по велодорожке на другой берег. Оттуда — в сам парк. Как утверждает мой спутник, ездить стало намного удобнее.

Через парк велодорожка доходит прямо до Чижовского водохранилища, у которого и заканчивается. Как и наше маленькое путешествие.

Кафе:

пр. Победителей, 120;

пр. Победителей, 114;

пр. Победителей, 102;

пр. Победителей, 84;

пр. Победителей, 18;

парк Победы (три кафе);

ул. Зыбицкая, 6;

ул. Янки Купалы, 25;

парк имени М. Горького

(два кафе + палатки);

ул. Октябрьская, 5а.

Проектировщики первой минской велодорожки планировали создать трассу, по которой можно проехать без остановок и не спешиваясь. Увы, этот замысел пока не реализован: улицу Я. Купалы, как и прежде, нужно пересекать по регулируемому пешеходному переходу.

Без малого 10 лет назад предполагалось, что дорожка станет объектом притяжения сервисных фирм и ИП: ремонт, прокат, общепит и т. д. Говорить о том, что это обрело вдоль трассы широкий размах, нельзя. Вероятно, сказывается и короткий эксплуатационный период — около 5 относительно теплых месяцев в году, и удаленность некоторых участков от пешеходных зон. А на одних велосипедистах кассу не сделаешь.

При всем размахе увлечения передвижением на двухколесном минчане пока так и не научились адекватно и корректно вести себя как на самих велотрассах, так и рядом с ними. Возможно, стоит по­ду­мать о внесении соответствующих изменений, дополнений в Правила дорожного движения. Пока же между пешеходом и велосипедистом чаще конфликт, чем вза­имо­по­ни­ма­ние.

Но при всех недостатках минчане все же должны благодарить и проектировщиков, и создателей велодорожки: сделана она добротно, проложена через живописнейшие места столицы и прокатиться по ней — одно удовольствие.