Культура и История

Карты памяти

Что представляет собой скульптурный Минск? Приглашаем в Художественную галерею Михаила Савицкого

Здесь — скульптурное признание в любви нашему городу. Посетитель видит старых добрых знакомцев, которые украшают улицы и площади, правда, в галерею они пришли уменьшенными копиями. Есть работы совсем неизвестные. Каждый экспонат и выставка в целом наводят на размышления…

Карты «Минск скульптурный — вчера» и «Минск скульптурный — сегодня» создали молодые минские ваятели, дизайнеры Иван Артимович и Ольга Нечай

В Минске живут и работают 90 ваятелей самого разного возраста, представляющие самые разные направления. Для двухмиллионного города явно недостаточно. Возможно, по­этому такой шок вызвали две карты, представленные на выставке «Минск скульптурный». Карты созданы впервые, причем самими ваятелями с помощью сотрудников Музея истории города Минска. Одна рассказывает о памятниках, установленных до 1991 года, другая — о тех, что появились за последние четверть века.

— Мы размышляли, включать ли утраченные памятники, которые хорошо помнит старшее поколение минчан, например памятник Сталину на Центральной (ныне Октябрьской) площади или скульптуру Меркурия у здания «БелЭкспо» на проспекте Победителей, и все-таки решили оставить их за рамками проекта, — рассказывает скульптор Иван Артимович. — Обратите внимание на то, что на выставке предлагают самые разные варианты оформления скверов, улиц, площадей. Думаю, городу нужно присмотреться к этим конкретным предложениям, потому что центр более-менее наполнен, периферия пуста. Ничего особенного нет в Чижовке, кое-что появляется в Уручье, но этого мало…

Действительно, картографичес­кая статистика показывает скоп­ление изваяний в центре столицы и отсутствие их в жилых районах, особенно спальных, что само по себе дает повод районным администрациям задуматься о том, как увеличить культурный слой на подведомственных территориях.

…От царского времени нам досталось только одно изваяние — «Мальчик с лебедем» Теодора Калиде, украшающее фонтан в Александровском сквере. Приметой советского периода стали скульптуры на фасадах зданий, например композиции старейшего минского ваятеля Андрея Заспицкого (ему 93 года!) в архитектурном ансамбле «Ворота Минска» на Привокзальной площади — хрестоматийные «Колхозница», «Солдат», «Партизанка». А в наши дни один за другим стали бронзоветь выдающиеся деятели культуры Франциск Скорина, Адам Мицкевич, Станислав Монюшко, Винцент Дунин-Марцинкевич, Владимир Мулявин… Развивается городская скульптура. С мертвой точки это направление сдвинул Владимир Жбанов, и теперь едва ли не каждый год на улицах и во дворах появляются минчане из бронзы, камня и дерева. И все же, все же, все же… Не хватает настроенческих скульптур, памятников тем людям, которые послужили Минску, будь то градоначальники, творцы или представители духовенства. Почти нет памятников литературным и киногероям, которые родились в Минске и прославили его, мало композиций, посвященных седой древности, и просто милых чудачеств из тех, что украшают мир… Участники выставки говорили о том, что нужен парк скульптур. Председатель секции скульптуры Белорусского союза художников Александр Шаппо предложил назвать его парком Любви к Минску и наполнить свежими идеями.

— Давайте заложим такой парк на 951-м году жизни нашего города, и к его 1000-летию это будет фундаментальный проект — мир будет стекаться сюда, чтобы посмотреть на необычный скульптурный город, — говорит он.

Минская городская среда формируется в наши дни как никогда интенсивно. Скульптура стремится к активному участию в этом процессе. Минск — наш дом. Какие еще гости, каменные или бронзовые, появятся в нем?..

В выставочном проекте «Минск скульптурный» участвуют работы более чем 60 белорусских мастеров. Ознакомиться с ними можно до 1 октября.