Люди и время

Служебный роман

Такое бывает только в красивых голливудских киносказках. Но у них это случилось в жизни

Много-премного лет назад начинающие актеры Александр Лазарев и Светлана Немоляева встретились в театре имени Маяковского, куда в тот день пришли подыграть своим друзьям.

В итоге их обоих пригласили в труппу. А вскоре Светлана и Александр влюбились друг в друга и к радости коллег поженились. С тех пор театр имени Мая­ковского стал их домом, семьей, судьбой.

Александр Сергеевич выходил на сцену Маяковки на протяжении более полувека. Безотказный в работе, он играл порой по 25 спектаклей в месяц. Никогда не спрашивал, сколько ему за это заплатят. Вслед за Станиславским искренне считал, что есть только одна причина неявки на спектакль — собственная смерть.

Перешагнув 70-летний рубеж, уже после операции на сердце, продолжал работать с тем же неистовством. В его творческой вселенной — более 50 ролей в родном театре, знаковые работы по произведениям Шекспира, Сервантеса, Достоевского, Гоголя, Островского, Григория Горина…

Светлана Немоляева, занимаясь домом, воспитывая сына и внуков, не отставала от мужа. На сцене театра она сыграла Офелию в «Гамлете», Машу в «Иркутской истории», Бланш Дюбуа в «Трамвае «Желание», Мэй в «Кошке на раскаленной крыше», Анну Андреевну в «Ревизоре», Феклу Ивановну в «Женитьбе» и еще пять десятков виртуозных ролей… Они были поистине звездной парой, на которой во многом держался репертуар прославленного театра. А ведь кроме этого было еще кино. Знаменитые рязановские фильмы, в том числе «Гараж», «Служебный роман», «Небеса обетованные», в которых блистала Немоляева. Почти 100 картин, в том числе «Цветы запоздалые», «Демидовы», «Еще раз про любовь», в которых прославился Лазарев.

Несколько лет назад Александр Сергеевич скоропостижно ушел из жизни.

5 мая 2011 года он должен был играть спектакль «Как поссорились…» по Николаю Гоголю, но так трагически сошлись звезды, что вместо веселого представления публика в тот день пришла в театр проститься с любимым актером.

Светлана Владимировна, пережив горечь страшной утраты, по-прежнему много и ярко играет в родном театре. И при этом продолжает сниматься в кино. На недавно прошедшем Московском кинофестивале она поразила всех остро сыгранной, отточенной ролью фрейлины императорского двора в фильме Рустама Хамдамова «Мешок без дна». Работа с утра и до полуночи, по ее собственному признанию, помогла ей смягчить боль от потери любимого человека.

Кто из них был в семье главным? Как всякая умная женщина, Светлана Владимировна признавала верховенство мужа.

Но всем укладом семейной жизни, как мне кажется, заведовала она. В Александре Сергеевиче, каким он мне запомнился, было что-то детское, беззащитное, ранимое, но и лихое, порывистое, романтичное.

Едва ли не первой его крупной работой в театре стал Дон-Кихот в спектакле «Человек из Ламанчи». Многолетний лидер театра Андрей Гончаров не случайно выбрал на эту роль Лазарева. В человеческой природе, в самом облике молодого актера он разглядел идеализм, наивность, чис­тоту, прямоту. Что у него было на душе, то он говорил и делал на людях.

С ветряными мельницами не боролся, но, думаю, Светлане Владимировне все же по ходу жизни приходилось время от времени уравновешивать отчаянное донкихотство своего мужа мудрым женским практицизмом. И это стало залогом их счастливой со­вместной жизни.

Я часто встречался с этой удивительной, верной, любящей парой на кинофестивалях. Порознь я их ни разу не видел. У меня было стойкое ощущение, что подобно сиамским близнецам они срослись телами и мыслями. В частных беседах Александр

Сергеевич и Светлана Владимировна признавались, что им тоже знакомы семейные конфликты, что у них в семье порой летят искры и бьются в порыве страс­тей тарелки. Но, сказать по совести, мне в это верилось с трудом. В свои немолодые уже годы они всегда держались за руки, в их глазах светилась неподдельная нежность друг к другу. Такое нельзя сымитировать, нельзя сыграть, даже будучи народными артистами. В таком высоком и прекрасном эмоциональном тонусе можно было только жить.