Транспорт

Стратегический узел

Таковым была и остается станция метро «Пушкинская», открытая в составе Автозаводской линии 22 года назад

Подземный город

Гостю столицы, идущему к станции метро «Пушкинская» от гостиницы «Орбита», совсем непросто сориентироваться в лабиринте подземных пешеходных переходов. Но вот наконец и вход в подземку. В зоне досмотра инспектор службы безопасности проверяет рюкзак молодого человека. У кассы несколько пассажиров, на платформе значительно больше людей. Через минуту очередная электричка уносит их в темный тоннель.

Последние 7 лет коллектив станций «Пушкинская» и «Молодежная» возглавляет Ирина Пинчукова. В метро Ирина Юрьевна работает в общей сложности 20 лет. Начинала с кассира-конт­ро­ле­ра, дежурной по станции. Любопытно, что по образованию она журналист и в свое время даже проходила практику в «Вечернем Минске». Говорит, метрополитен привлек стабильностью, социальным пакетом и перспективой рос­та. Здесь нашла и свою вторую половинку — мужа Владимира, трудовой стаж которого в УВД по охране метрополитена на 3 года больше, чем у супруги.

— В штате двух станций 78 человек, — вводит в курс дела Ирина Юрьевна. — Режим их работы соотносится с движением поез­дов — с 5:30 до 00:40. В ночную смену, как и днем, выходят несколько уборщиков. Объем их работы, особенно на «Пушкинской», значительный. Ведь порядок и чис­то­ту нужно навести не только на перроне, в вестибюле, служебных помещениях, но и в переходах, на всех выходах. А их здесь дюжина: 8 — с одной стороны и 4 — с другой. Общий метраж ежедневной уборки — более 1 650 м2! По большому счету эта станция — настоящий подземный город, если учесть все коммуникации и три этажа, уходящие вниз, изначально предназначенные для гражданской обороны.

— Первые 10 лет работы «Пушкинская» была конечной на второй линии подземки, которая затем приросла еще тремя станциями, — поясняет пресс-секретарь Минского метрополитена Андрей Кузьмин. — Но и сегодня «Пушкинская» остается стратегичес­ким узлом Фрунзенского района и всей столицы. В этом месте большие транспортные потоки. При необходимости, при форс-мажорных обстоятельствах станция вновь может стать конечной, так как имеет разворотные тупики.

Станция метро «Пушкинская» — одно из наиболее сложных сооружений Минского метрополитена. По пассажиропотоку занимает 4-е место на Автозаводской линии. В среднем за сутки в нынешнем году ее услугами воспользовались 27,1 тысячи человек, а за январь — июль 2017-го — 5,8 млн пассажиров.

Безопасность и комфорт

Широкая платформа «Пушкинской» украшена двумя рядами колонн, которые увенчаны оригинальными светильниками. Своеобразный интерьер придает ей ощущение легкости, воздушности и даже праздничности. Несмотря на то что возводилась станция в экономически сложную пору, при ее сооружении использованы натуральные материалы — мрамор и гранит. Сегодня она полностью компьютеризирована и соответствует самым взыс­ка­тель­ным требованиям по условиям безопасности движения и безбарьерной среды.

— Обязанности у начальника и персонала разные, но главная задача одна: бесперебойное движение составов, безопасность и комфорт пассажиров, — продолжает Ирина Юрьевна. — Каждый сотрудник коллектива вносит посильный вклад в общее дело. Так, дежурные по приему и отправлению поездов оснащены рациями, чтобы оперативно решать все возникающие вопросы и проблемы на перроне. Инспекторы службы безопасности вполне результативно отслеживают в потоке людей нежелательных лиц.

Около касс по-прежнему не­многолюдно: до вечернего часа пик еще далеко.

— Сложнее всего в конце и начале месяца, когда пассажиры приобретают проездные, — отмечает старший кассир «Пушкинской» Алеся Павловец. — Наиболее востребованы на 30, 15 и 10 суток. А в среднем за день обе кассы станции реализуют от 8 000 до 11 000 жетонов. Конечно, и в нашей работе могут быть недочеты, особенно в часы пик, когда проходит масса пассажиров. Но все кассиры стремятся сгладить любые спорные ситуации и конфликты. Потому что культура обслуживания — это приоритет.

Лучшее отражение работы станций — Книга замечаний и предложений, которая для удобства пассажиров имеется в каж­дом вестибюле. В минувшем и текущем годах жалоб не поступало. Только благодарности и предложения по улучшению деятельности метро. Есть и полезные советы.

Последняя нештатная ситуация случилась на станции 19 апреля 2016 года, кода сотрудники были вынуждены эвакуировать пассажиров, а составы следовали через «Пушкинскую» без остановки. Всё из-за бесхозной сумки, в которой, кроме личных вещей, саперно-пиротехническая группа ничего не обнаружила.

Посторонним В.

Ирина Пинчукова подчеркивает: для сотрудников подземки созданы максимально комфортные условия. Рабочие места оснащены компьютером, принтером, телефоном. В зоне досмотра у инспектора имеются и рамочный металлодетекор, и рентгеноскопический сканер. Техперсонал также не обделен оборудованием и необходимым инструментом.

Чуть поодаль от самой «Пушкинской» — длинные коридоры со служебными помещениями. Одно из них — кабинет Ирины Юрьевны. Еще одно — комната отдыха и приема пищи, где в наличии и холодильник, и СВЧ-печь, и умывальник, и столовые приборы. Есть медпункт, вентиляционная, щитовая, а также помещение для хранения мешков с песком и брезентовыми перемычками. Станция находится в низине, поэтому подтоплений следует опасаться всегда.

Мы снова в вестибюле, где на посту сразу два инспектора службы безопасности.

— Недавно в рамках реструктуризации численнос­ти в метрополитене провели эксперимент, — говорит Андрей Кузьмин. — Контро­леров АКП, выполняющих, по сути, только наблюдательные функции, на нескольких станциях заменили инспекторами службы безопаснос­ти. Теперь одного инс­пектора, занятого проведением досмотровых мероприятий, на­де­жно страхует его коллега, а это, согласитесь, повышает уровень безопасности. Сегодня такие изменения состоялись на всей Автозаводской линии.

Конкретной статистики деятельности службы безопасности по отдельным станциям и линиям мет­ро не ведется. Но в целом речь идет об изъятии значительного чис­ла предметов, запрещенных к перевозке. Так, в 2016-м в результате досмотровых мероприятий таковых выявлено более 6,6 тысячи. В том числе 145 единиц различного оружия, 2,5 тысячи боеприпасов, более 100 ножей, свыше 300 упаковок пиротехники и 1 000 емкостей с огнеопасными жидкос­тями (в сумме 2,2 тысячи л), а также около 500 газовых баллонов общим объемом 1,5 тысячи л. В том же году к проезду в метро не допущены более 90 000 нетрезвых.

P.S. Ирина Пинчукова говорит, что проводить параллель с другими подземками не намерена, хотя пользовалась услугами многих за пределами Беларуси. Слишком разные ха­рак­те­рис­ти­ки по времени строи­тельства, протяженности и числу линий, соответственно, по пассажиропотоку, глубине залегания и т. д. Но в том, что метро Минска — одно из лучших на постсоветском пространстве, она не сомневается. По красоте и надежности, мобильности и уюту, санитарному состоянию и приемлемой стоимости проезда, иным факторам.

Порядок и чистоту нужно навести не только на перроне, в вестибюле, служебных помещениях, но и в переходах, на всех выходах. А их здесь дюжина: 8 — с одной стороны и 4 — с другой. Общий метраж ежедневной уборки — более 1 650 м2.