Минское время

Дежурный редактор

Новость о том, что в школе, где учится мой ребенок, появятся электронные карты учащихся,  встретила с энтузиазмом. Наконец-то и до нас дошел прогресс. Но когда пообщалась со знакомыми, восторженного пыла несколько поубавилось

«Нам от нее ни холодно, ни жарко», «Два года, по сути, пролежала мертвым грузом», — говорили они. Да, дети проходят по карте в школу, но с этой функцией отлично справлялась и старая — не банковская. Да, предъявляют в транспорте. Но опять-таки, ни к каким считывающим устройствам пластик не прикладывается. С таким же успехом для визуального контроля можно показывать и обычную справку. Разница только в одном. Если потеряешь бумажный документ, достаточно сбегать за дубликатом в школьную канцелярию. За новой же картой учащегося родителям придется ехать в банк.

При получении горячего питания в столовых учреж­дений образования ученики тоже не пользуются своей картой как платежным средством. Сын моей знакомой за два года во время завтраков ни разу ее даже не доставал. Весь процесс питания отслеживают классные руководители: каждого позавтракавшего ребенка они отмечают в специальной компьютерной программе. Первый год парень развлекался тем, что покупал в буфете по безналу булочки, а в магазинах — мороженое. Но, к примеру, у моей дочки давно есть своя детская платежная карточка, которую я ей оформила в банке, где получаю зарплату. Возникает логичный вопрос: зачем в таком случае мне заводить еще один пластик? Ради того, чтобы ребенок раз в неделю мог купить себе сладость?

Еще больше путаницы возникло, когда с 1 сентября появилась две системы расчета за школьное питание — карта и ЕРИП. Родители их не различали, пытались через последнюю платить по номеру ученика на карточке. Ничего не получалось, они злились и недоумевали. Стали задавать логичные вопросы: если собирались внедрять ЕРИП, зачем тогда нужен пластик? Ведь первый вариант гораздо проще. Внес платеж через телефон или компьютер, и никаких проблем.

Правда, в случае с ЕРИП тоже есть свои нюансы. Папы и мамы искренне недоумевают по поводу авансовых платежей за питание. Ведь, собираясь посидеть в кафе, мы не звоним туда предварительно, чтобы там успели купить продукты. Приходим, едим, получаем чек и только тогда рассчитываемся. Почему в школе нельзя платить по факту, как за ту же коммуналку? Заносишь в систему расчета учетный номер ребенка — на экране появляется количество завтраков, которые он съел, и общая сумма. Заплатил и спокойно живешь до следующего месяца.

Одним словом, вопросов по поводу питания в школах сегодня больше, чем ответов. Когда родителям и детям презентовали электронные карты, им обещали светлое будущее. Но, к сожалению, даже в тех учебных заведениях, где они появились несколько лет назад, оно, похоже, так и не наступило.

Я нисколько не сомневаюсь, что электронная школа — система действительно нужная и необходимая. Она работает во многих странах и доказала свою эффективность. Цель внедрения любой прогрессивной технологии — облегчить жизнь людей, избавить их от ненужных телодвижений, сэкономить время и силы, заменить одним кликом несколько операций. Однако у нас ситуация пока несколько иная. Нагрузка учителей существенно возросла из-за того, что они вынуждены полностью контролировать процесс питания. Родителям приходится ездить в банк за карточкой, а если в семье не один ребенок, предпринимать такие вояжи нужно несколько раз, думать, как пополнить их счет. Особенно когда ты не являешься клиентом «Беларусбанка», так как с легкостью перебросить деньги с карточки на карточку в таком случае не получится. Единственное, где она по-настоящему сегодня срабатывает, на проходной в школе.

______________________________________________

11:00. Тренировка команды спасателей

Упражнения, без которых не обходятся соревнования пожарных-спасателей, испытал на себе наш корреспондент

Команде столичного МЧС совсем недавно исполнился год, но за это время она уже успела стать одним из лидеров в Европе. На международных состязаниях наши спасатели стабильно входят в тройку лучших в командном зачете, в личном — в десятку.

— На соревнованиях нужно пройти дистанцию, состоящую из упражнений, которые спасатель постоянно выполняет в ходе своей работы. Во всем мире они направлены на то, чтобы определить уровень физической подготовки пожарного и его профпригодность, — объясняет капитан

команды Сергей Вечер. — Наш рекорд — 1 минута 30 секунд, до мирового осталось сократить время еще на 15 секунд.

В составе отряда 5 человек. Почти все — бывшие профессиональные спортсмены. Занимаются парни три раза в неделю, в соревновательный период — шесть раз. Мы напросились поучаствовать в одной из тренировок.

На дистанцию выхожу вместе с пожарным Вадимом Райкевичем. Все начинается с экипировки. На лицо — изолирующий противогаз, на плечи — баллон с кислородом весом 8 кг, тело надежно защищает боевая одежда спасателя — еще плюс 20 кг. Вот в таком виде и начинаем свой путь. Всё как в жизни. На первом этапе нужно зайти в горящее здание. Его имитирует башня высотой в 4 этажа. У подножия лестницы пожарная рукавная линия, через которую осуществляется подача воды из насоса. Весит 20 кг. Спасатель ловко забрасывает ее через плечо и с невероятной скоростью и громким топотом мчится вверх по ступенькам. Как будто и нет на нем этих лишних 50 кг. У меня же и без того после бега появляется отдышка.

И вот Вадим уже на балконе. Теперь ему нужно поднять перемотанную скатку пожарных рукавов другим способом: затянуть наверх при помощи веревок (такой метод хорош, если горит невысокое здание). Пара рывков — и они на месте.

Скоростной спуск удается пожарному так же хорошо. Следующее испытание ждет его на площадке возле башни. Чтобы проникнуть в охваченный пламенем дом и спасти жизнь, огнеборцам нередко приходится что-то ломать. Чаще всего двери, но, бывает, окна и даже стены. Проверить крепость мужских рук помогает специальный силовой тренажер. На станке закреплен подвижный брусок весом 75 кг, который нужно довести до нужной отметки ударами кувалды. Вадиму это удается всего за несколько ударов. Правда, звон стоит оглушительный, поэтому повторять за спасателем я не решаюсь.

Теперь нужно добежать до рабочей линии, на ходу огибая фишки. Там лежит еще один рукав с пожарным стволом на конце, который уже заполнен водой. Парень хватает его и тащит 20 м до ворот, через которые врывается в горящее помещение. Перед ним специальная мишень, имитирующая очаг пожара, которую нужно сбить водной струей. Вадиму это удается с легкостью. Остался последний и самый сложный этап: донести манекен весом 90 кг (сам пожарный обычно весит около 80) до финиша.

И если у Вадима все получилось, то я смогла разве что усадить своего «потерпевшего». Спасти его мне так и не удалось. Что и говорить, пройти дистанцию действительно сможет не каждый.

______________________________________________

14:00. Лучший двор Заводского района

Результаты душевного труда на благо двора оценили во время выездного семинара по обмену опытом работы КОТОС

Едем в гости к жильцам домов № 52, 54 и 58 на улице Ангарской. КОТОС № 1 (ЖЭУ-3), в чьей юрисдикции находится указанная территория, занял первое место на районном смотре-конкурсе. Победа заслуженная: уютные дворики, яркие палисадники, искусные украшения, заботливо созданные жильцами домов, смотрятся как настоящие произведения искусства. «Заводчане» устраивают экскурсию и рассказывают о соседях, которые не жалеют сил и времени на обустройство и дворов, и подъездов. Последние, к слову, так и тянет назвать парадными, на питерский манер — очень уж нарядно выглядят.

— В районе 18 КОТОС (по три в каж­дом из шести ЖЭУ), — сообщила заместитель главы администрации Заводского района Елена Зеленко. — Председатели всех организаций сегодня принимают участие в выездном семинаре по обмену опытом. Мы смот­рим площадки, обсуждаем, ставим задачи. Одна из них — привить жильцам желание благоустраивать придомовые территории, следить за порядком. Кроме того, у руководителей КОТОС есть возможность присмотреться к работе друг друга, взять на заметку интересные идеи и воплотить их в жизнь на своих площадках.

Будем объективны: нынче многие горожане любят кивать на ЖЭУ, мол, их сотрудники должны. Но начинать необходимо прежде всего с себя. Прекрасный пример подают жильцы домов № 52, 54, 58 на улице Ангарской, которые решили благоустроить детскую площадку.

— Собрать необходимую сумму, порядка 1 400 рублей, помогла ЖЭС-74, вычитали деньги через жировки, — рассказала заместитель председателя КОТОС № 1 (ЖЭУ-3) Карина Гормаш. — На эти средства оградили площадку, поставили песочницы, качалку-полумесяц. КОТОС помог купить игровые формы «Джип» и «Паучок», ЖЭС — установить качели, депутат Мингорсовета Павел Огер — футбольные ворота. Всем миром сделали территорию более удобной. Сегодня сюда приходят как жильцы наших домов, так и соседи из частного сектора. Довольны и дети, и родители.

Посетители площадки не просто стараются не мусорить, они не стесняются поднять и донести до урны даже не свой фантик: заинтересованы поддерживать чистоту. Не зря говорят: когда сам приложишь усилия, то и результат будешь ценить.

— Приятно видеть, как жильцы проявляют инициативу, — отметил Павел Огер. — Надеюсь, что их примеру последуют и другие «заводчане».

У жильцов домов № 52, 54, 58 на улице Ангарской есть планы и на лесопарковую зону, прилегающую к территории. Хотят обустроить здесь волейбольную площадку.

______________________________________________

15:00. Новый способ оплаты проезда в метро

Оплатить проезд в метро без ожидания в очереди за жетоном? Легко! Систему бесконтактных платежей официально запустили в столичной подземке с 19 сентября

Схема проста: к валидатору (устройство в верхней части турникета) прикладываем банковскую карту и проходим. Стоимость жетона списывается со счета. По итогу в подземку можно попасть в рекордно короткие сроки — за 0,3 секунды.

Маленький, но важный нюанс: платежная карта должна поддерживать бесконтактный способ списания денег. Пока это карты системы Visa payWave. Но и владельцев MasterCard в будущем обещают не оставлять за бортом.

Новомодным устройством оснас­ти­ли пока лишь один турникет — на станции «Площадь Ленина» (вход со стороны ТЦ «Столица»). В тестовом режиме он поработает 3 месяца. Затем его востребованность оценят (в том числе с помощью опроса населения) и решат дальнейшую судьбу. Но уже есть основания предполагать, что новой технологии — быть.

— Оплата с помощью бесконтактных банковских карт — одно из условий комфортного проезда, которое позволит привлечь к пользованию общественным транспортом максимальное количество горожан, — отметил директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов. — Ежедневно перевозим около 2 миллионов пассажиров — это 60 % всех перемещений населения. И наша задача — увеличить эти цифры.

По его словам, сегодня 30-40 % пассажиров покупают разовые поездки (жетоны, билеты). Новая система определенно имеет шанс стать популярной у жителей и гостей столицы.

Важно, что внедрение новой схемы не ударит по городскому бюджету. По крайней мере, так обе­щают авторы идеи.

— Переоборудовать обычный турникет стоит порядка 300-350 долларов, — рассказал руководитель группы инновационных решений СНГ и Юго-Восточной Европы Visa Евгений Лесняк. — В Киеве и Москве тратили и по 400, и даже по 1 000 долларов на одно устройство. В белорусской столице ситуация уникальная: в систему не нужно встраивать что-либо существенное, достаточно обновить программное обеспечение.

Инициатива бесконтактной оплаты проезда в столичном метрополитене реализуется в рамках проекта «Автоматизированная система оплаты и контроль проезда» при участии ГП «Столичный транспорт и связь», ГП «Минский метрополитен», ОАО «БПС-Сбербанк», международной платежной системы Visa и интегратора проекта IBA Group.

______________________________________________

15:30. Создание мультфильма

Со скоростью 15 сцен в минуту. Как создают мультики на студии анимации «Беларусьфильма»

Директор студии Игорь Галиновский сразу вводит нас в курс дела: существует несколько технологий создания мультфильма — объемная (куклы, 3D, пластилин), рисованная, а также техника перекладки.

В рисованной сцены и персонажей изначально создают на бумаге или кальке. После их сканируют, вводят в компьютер, где дорабатывают, раскрашивают.

В перекладке же художник оживляет персонажа-марионетку. Будущего героя мульт­филь­ма прорисовывают в специальной компьютерной программе, разделив на отдельные элементы — голову, ручки, ножки… После все изготовленные части приводят в движение.

Заходим в творческую мастерскую. В небольшом кабинете трудятся две женщины — режиссер и помощница. Они создают мультфильм, название которого значится на двери: «Азбука опасностей — 2». Сюжет ленты таков: два домовенка изучают алфавит, где каждой букве соответствует какая-то опасность. Герои то и дело попадают в передряги: тонут, их атакуют микробы, кусают пчелы. На выручку приходит дедушка, а удел непоседливых домовят — делать выводы.

— Мультфильм начинается с раскадровки, — объясняет режиссер и художник-постановщик анимационных фильмов Татьяна Кублицкая. — Это маленькие сцены, на которых проиллюстрировано то, что будет происходить на экране. На 13 минут ленты приходится около 200 таких.

Один из немаловажных моментов — создание на бумаге декораций: домов, растений, предметов. Эти заготовки также переносят на компьютер.

— Персонаж — нарисованная кукла, части которой двигаются по отдельности. Если по сценарию задумано, что она должна помахать руками, то для этого меняем их положение, а также передвигаем туловище, голову, кисти… — поясняет режиссер. — В итоге это незамысловатое действие у него выйдет, как у живого человека.

С озвучкой тоже все непросто. Заранее ищут актеров, которые могли бы подойти на роль. Вместе с репликами и музыкой отдают материал аниматору, который разыг­ры­вает сценку с персонажами, работает над артикуляцией.

— Важно, чтобы все совпадало, и персонаж открывал рот точь-в-точь как озвучивающий его актер, поскольку на экране видно произношение каждого звука, — объясняет режиссер.

«Азбука опасностей» рассчитана на детей 5-6 лет. Первая серия уже готова, в ней автор сценария Рита Шаграй обыграла буквы от А до Ж. Всего под этим названием выйдут три мультфильма. 

______________________________________________

17:30. Выступление уличных музыкантов

Уличная музыка — искусство, которое уже успело стать частью городской культуры Минска. Наш корреспондент понаблюдала за бесплатными концертами свободных музыкантов

На часах — половина шестого вечера.  В подземном переходе, ведущем к Белгосфилармонии, исполнители Леонид и Евгений, дуэт кахона (инструмент напоминает коробку или ящик) и гитары. Прохожие улыбаются, бросают монетки в чехол или проходят мимо, погруженные в свои мысли. Группа молодых парней, подпевая, проносится мимо, малыши останавливаются, тянут за руку обеспокоенную маму… Есть контакт!

Отправляясь в переходы Минска, где играют музыканты, размышляла о том, как к исполнителям относятся прохожие. Убедилась: за весь вечер с откровенной неприязнью к играющим столкнуться не довелось. Те горожане, которые не хотели слушать импровизированную арт-роковую композицию, просто проходили мимо.

На вопрос, почему музыканты выступают без «человека с шапочкой», слышу — для них это сродни попрошайничеству. Пусть, мол, слушатель положит монетку только если ему ну очень понравилось.

— Сегодня мы без вокалиста. Больше всего заработать и почувствовать отдачу от слушателей получается не в переходах, а на самой тусовочной улице столицы — Зыбицкой. Собрались довольно стихийно — просто списались в соцсетях. Строгого графика выступлений нет, все по настроению, — пояснил гитарист.

Мы беседуем, а напротив, прислонившись к стене, застыла незнакомка. Слушает минут пять, задумчиво покачивая головой, кладет 2 рубля. В среднем столько и бросают, бывает больше. Кто-то просто достает из кармана горсть завалявшейся мелочи, даже не считая. Двое пожилых мужчин проходят, широко улыбаясь. Возможно, зажигательные гитарные рифы навеяли им воспоминания о молодости.

— Иногда прохожие в пляс пус­кают­ся, но сейчас для этого не самое лучшее время. Все уставшие, поникшие с работы возвращаются… Больший отклик у пуб­ли­ки — в выходные или поздно вечером, — делится наблюдениями Евгений.

Отыграв час, музыканты начинают собирать вещи. Время перебираться в другое место. Нужно дать возможность поиграть в переходе и другим коллегам по творческому цеху. Ведь станция метро «Площадь Якуба Коласа» — одно из излюб­лен­ных мест уличных артистов. Поток людей тут колоссальный.

— Приходите в пятницу, будет интереснее. Люди расслабленные, хотят отдыхать и веселиться, — советуют музыканты.

Помимо негласных правил между самими выступающими, в Минске реализуется проект «Музыкальная карта Минска». Как пояснил один из его координаторов Владислав Пинчук, уличные музыканты впервые получили официальное разрешение на свою дея­тель­ность. Выступать можно на 12 площадках в подземных переходах. Главное условие — пройти прослушивание у профессионального жюри. Следующий отбор запланирован на весну 2018 года.

Официально музыкантам разрешено играть в переходе станции метро «Площадь Якуба Коласа» на выходе в сторону ЦУМа. Для этого им выделили время по будням с 14:00 и до 17:00, с 20:00 и до 22:00, а также по выходным с 14:00 до 22:00.