День с «Курьером»

Выверено до миллиметра

Шестерня — незаменимая деталь любого двигателя, механизма, машины

или оборудования, и порой от качества одной шестеренки зависит успех всего цикла производственного процесса. Об этом не понаслышке знает наладчик шлифовальных станков ОАО «Минский завод шестерен» Николай Дулеба

Николай Васильевич пришел на предприятие в 1980-м, вскоре после московской Олимпиады. С тех пор и трудится в механическом цехе № 2.

Начинал токарем-расточником, потом был наладчиком самых разных станков — зуборезных, токарных, агрегатно-сверлильных. Преж­де с таким оборудованием ему работать не доводилось, отчего на первых порах испытывал вполне объяснимое смятение.

— Справиться помогло то, что попал в очень хороший коллектив. Здесь меня взяли под опеку опытные наставники. Они терпеливо подсказывали, успокаивали, когда поначалу многое не получалось. Что-то перенимал у них, что-то брал из литературы, которую изучал самостоятельно, стараясь разобраться, как работает оборудование. И потихоньку дело пошло на лад, к тому же для меня чем сложнее, тем интереснее, — вспоминает Николай Васильевич. — Важно, чтобы у человека было желание работать — тогда глаза боятся, а руки делают. Не получилось с первого раза, получится со второго. Главное — не останавливаться, а пробовать снова и снова.

Постепенно Дулеба освоился настолько, что ему доверили работу со шлифовальными станками — самыми сложными на предприятии. Здесь требуются особая сноровка и полная сосредоточенность, твердая рука и зоркий глаз. Да и без умения читать чертежи никак не обойтись. А как же иначе — на участке шлифовки изделиям придают товарный вид, после чего они отправляются на сбыт. Безусловно, размеры должны соответствовать заданным до сотых долей миллиметра. К надеж­ности таких изделий предъявляют повышенные требования, любое отклонение в расчетах может привести к серьезным поломкам машины или агрегата.

— Преимущественно работаю с шестернями и валами-шестернями. За смену отшлифовать могу как 150 изделий, так и 30-40 — в зависимости от конфигурации детали. Самый малый диаметр отверстия в шестерне — 18 мм, наибольший — 160-200 мм. А наружный диаметр может достигать и 400 мм. Детали на наш участок поступают непосредственно после термообработки. Устраняем различные шероховатости. Например, отверстие у шестерни может быть не выдержано в нужном диаметре, а где-то следует отшлифовать ее плоскости, — продолжает мастер. — Раньше на предприятии были поточные линии, на которых выпускали одни и те же детали. Теперь же упор делается на мелкосерийное производство. На своем участке доводим до ума около 30 наименований шестеренок. Заказы поступают разные: одних может понадобиться 1 000, других — 20 или 40 штук. И на каждый вид продукции требуется переналадка оборудования.

Читайте также:  От поликлиник до велодорожек

Монотонной работу Николая Дулебы не назовешь, ведь он обслуживает 14 шлифовальных станков, которые настроены на обработку разных деталей. Причем иногда приходится переналаживать оборудование дважды на протяжении рабочего дня.

— Если все разложено по полочкам и ты знаешь, какая оснастка требуется и где она лежит, это очень облегчает и ускоряет процесс переналадки, — отметил специалист.

Как одному из самых опытных мас­теров Николаю Васильевичу доверяют наиболее сложные виды работ, например, шлифовку новых образцов деталей. Он выполняет очень ответственные заказы, когда качество изделий должно быть безукоризненным. Продукцию Минского завода шестерен поставляют на конвейеры не только таких белорусских промышленных гигантов, как Минский тракторный завод, БелАЗ, Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, но и на экспорт, в частности для российского комбайнового завода «Ростсельмаш».

При этом Николай Дулеба успевает заниматься профсоюзной деятельностью: он председатель цехкома и общественный инспектор по соблюдению техники безопасности. И, конечно же, строгий, но доб­рожелательный наставник для молодежи предприятия.

Продукцию Минского завода шестерен поставляют на конвейеры не только таких белорусских промышленных гигантов, как Минский тракторный завод, БелАЗ, Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов.