Актуальный разговор в агентстве «Минск-Новости»

Сценическое движение

Завтра в Минске откроется Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ». О том, чего ждать от него зрителям, рассказала директор Анжелика Крашевская

— «ТЕАРТ» проводится в Минске с 2011 года. Каким будет этот сезон? Пытаетесь ли каждый раз привносить в программу что-то новое?

— В этом году количество спектаклей у нас уменьшилось, но изменилась форма. Все они технически сложные, с профессиональным составом. Каждая постановка — своего рода мастер-класс. Что касается белорусской программы, мы ее совершенствовали, чтобы она смело конкурировала с серией зарубежных спектак­лей. Еще одна секция — «Школа ТЕАРТа». Она включает лекции, мастер-классы и тому подобное. В этом году сформировалось еще одно направление — кино. Сегодня в кинотеатре «Москва» состоится презентация фильма «Полина, станцевать свою жизнь» с участием режиссера, французского хореографа Анжелена Прельжокажа и исполнительницы главной роли. Это своего рода творческая встреча со зрителями, на которой можно будет пообщаться с создателями картины. Прельжокаж решил воспользоваться пребыванием в Минске и 27 сентября проведет кастинг в свою французскую труппу, он пройдет на улице Октябрьской, 16.

— Как вы считаете, не грозит ли фес­тивалю участь, как это бывает с кинофестивалями, стать мероприятием для узкой тусовки? Что делать для того, чтобы он был интересен и широкому зрителю?

— «ТЕАРТ» — это не узкая тусовка, это площадка для общения. Тем более фестиваль — не только спектакли. Образовательная программа нацелена на то, чтобы увлечь зрителя, дать ему какие-то разъяснения и помочь понять этот вид искусства. Театр должен быть разным, но не пошлым. 75 % постановок в белорусских театрах — это комедии, чтобы привлекать зрителей. Конечно, этот жанр тоже должен быть. Но что дальше? Ощущение такое, будто всем хочется только радоваться и веселиться. Нужно выходить за рамки, показывать другое. В этом году что-то интересное в программе для себя найдет и профессионал, и обычный зритель. Мы покажем определенный срез разножанровых постановок разных школ и восприятий.

Читайте также:  Въезд разрешен

— Велика ли аудитория у фестиваля?

— В прошлом году нас посетили около 8 000 человек. Но каждый сезон проходит по-разному — зависит от площадок, ведь они рассчитаны на определенное количество мест. В этом году ожидаем больше людей. Из малых форм у нас представлен только «Демон», который покажем на сцене Нацио­нального академического драматического театра имени М. Горького. Все остальное — крупные формы.

— Какие постановки вызвали наибольший интерес у минской публики?

— Спектакль, билеты на который раскупили невероятно быстро, — это «Иванов» режиссера Тимофея Кулябина из московского Государственного театра наций. Второй, к моему удивлению, — «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» Электротеатра «Станиславский». Даже сама задумалась: какие зрители на него придут? Заинтересовало ли их творчество Хайнера Гёббельса или Электротеатра? Что касается хедлайнера среди белорусов, то это режиссер Игорь Казаков со спектаклем «Синяя-синяя» по мотивам одноименного романа Владимира Короткевича.

По словам театрального критика и куратора программы Belarus Open Людмилы Громыко, в репертуаре белорусских театров 75 % приходится на комедии. Что касается фестиваля «ТЕАРТ», то он смешить публику не будет. Среди постановок — серьезные работы по произведениям Антона Чехова, Владимира Короткевича, Федора Достоевского.